Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 12-16.
Христианство появилось в Римской империи в период, когда язычество стало основательно деградировать и, соответственно, утрачивать свои позиции в обществе. БОльшая часть жителей империи потеряло веру в античных богов. Мифы к первому веку нашей эры воспринимались как сказки, а языческие обряды если и исполнялись, то - как формальная традиция. Римляне, греки и прочие народы искали принципиально иного, свежего религиозного опыта. Вот почему ко времени пришествия Христа по империи стали распространяться зловещие мистические культы, адепты которых надеялись при помощи новых богов заглушить в себе духовную пустоту. Но тщетно. Отсутствие общения с истинным Богом терзало людей, и только христианство позволило им обрести искомый покой. Учение Спасителя, весть о Его смерти и воскресении очень быстро распространились по Римской империи и воодушевили множество людей. В первую очередь, это произошло благодаря ученикам Христа, апостолам. Путешествуя из города в город, они всем и каждому говорили о Спасителе и в подкрепление своих слов совершали чудеса. Наиболее ревностным учеником Христа был апостол Павел. Он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по Римской империи и написал множество посланий - четырнадцать из них сохранились до наших дней. Одним из последних по времени написания считается послание к христианам малоазийского города Колоссы. В нем Павел очень ясно описывает отличия христианского образа жизни от языческого.
Братья, 3.12, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 3.13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 3.14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 3.15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 3.16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Отличительной чертой язычества Римской империи первого века был эгоизм, совмещенный со стремлением к всевозможным наслаждениям. Язычество развратило собранных и умеренных в прошлом римлян. Символом той эпохи вполне можно назвать распутного императора Нерона. Во времена апостолов нередкими были случаи, когда в случае эпидемий или иных бедствий язычники бросали супругов, детей, ради сохранения собственной жизни. Древние христиане разительно отличались от языческого окружения. Они не только оказывали милость и поддержку братьям по вере, но и оставленным без помощи язычникам. Апостол Павел в послании к Колосянам призывает христиан свято хранить духовные качества, завещанные Спасителем: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, - которые появляются в жизни христианина, если он обладает искренней любовью к Богу и людям. Успех быстрого распространения христианства по Римской империи заключался не только в красноречии апостолов и их чудесах, но и в том, что язычники с удивлением обнаруживали в христианах людей, которые живут не для себя только, но готовы проявить деятельную любовь к каждому. В христианских общинах царили мир и дружелюбие, здесь любой мог рассчитывать на понимание и поддержку. Так выглядела попытка уже здесь на земле отчасти воплотить принципы Царства Небесного. Попытка эта предпринимается и сегодня. Несмотря на то, что Православная Церковь существует почти две тысячи лет, многие христиане стараются жить как их древние братья по вере, а многие православные приходы представляют собой те самые христианские общины Римской империи, которые являлись лучшим свидетельством об истинности учения Спасителя
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер