Говорят, что набережная в Твери по своей красоте может сравниться с панорамами Санкт-Петербурга. Именно здесь, на стрелке Волги и Тверцы стоял знаменитый Отроч Успенский монастырь.
Эта обитель удивляет прежде всего своим необычным названием. Отроч – откуда взялось это слово, с чем оно связано? Тверичи могли бы рассказать вам красивую легенду о том, как некий отрок Григорий, которого опекал тверской князь Ярослав, собирался взять в жены горячо любимую девушку Ксению, но невесту буквально из-под венца увел князь и сам женился на ней. Григорий, как повествуется в летописи, «великою кручиною одержим» ушел «незнамо куда». Как оказалось, любимый отрок князя срубил себе келью в лесу и посвятил свою жизнь Богу. Вскоре рядом с ним поселилось еще несколько иноков – так и возник в тринадцатом веке Отроч монастырь.
В историю России эта обитель вошла прежде всего как место, где в разное время находились в заключении преподобный Максим Грек и митрополит Филипп Колычёв. Максим Грек, афонский монах, был приглашен в Россию великим князем Василием Третьим для перевода богослужебных книг. Он великолепно справлялся со своей работой, но не мог спокойно наблюдать социальную несправедливость в русской обыденности. Преподобный стал открыто обличать дворян, как «стяжателей», и вскоре был заточен в темницу – сначала в Иосифо-Волоцком монастыре под Москвой, а затем в Тверском Успенском, где провел 20 лет.
Митрополит Филипп был сослан в Отроч монастырь по приказу Ивана Грозного, здесь опального владыку и задушил опричник царя Малюта Скуратов. История заключения и смерти митрополита Филиппа свежа в памяти благодаря фильму Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году. Съемки фильма проходили на территории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Отроч монастырь не мог предоставить кинематографистам свои площади, потому как после 1930 года он был практически полностью уничтожен. Некогда здесь, на волжском берегу стояла огромная церковь святителей Петра и Филиппа, московских чудотворцев, храм великомученицы Варвары, трёхэтажная колокольня, настоятельский корпус с братскими кельями. От всех этих зданий не осталось и следа.
От всего монастырского комплекса уцелел лишь Успенский собор, построенный при Екатерине Второй. Только этот храм, да еще памятник митрополиту Филиппу в парке неподалеку напоминают о том, что здесь находился Отроч монастырь. А на месте обители в тридцатых годах был построен огромный Речной вокзал. Зимой в нем организован прокат коньков. И там, где прежде спускались к воде монахи, теперь юноши и девушки торопятся к катку, обустроенному на льду реки. Знают ли они, какие драматические события разворачивались в этих местах пятьсот, шестьсот лет назад? Бог весть…
Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер» — «О решимости преодолевать препятствия»

Фото: PxHere
Трудности, на нашем жизненном пути, порой кажутся неодолимыми. Ставишь цель, но появляются препятствия — и руки опускаются.
В таком состоянии пребывает Генка, герой повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Мальчику необходимо пересдать английский язык, иначе он останется в пятом классе на второй год. Генка переживает, но что делать, думает он, если английский просто не укладывается у него в голове. Мальчик смиряется с, казалось бы, неизбежным — быть ему второгодником.
За три недели до пересдачи английского Генка знакомится со слепым ровесником, Владиком. Владик мечтает прозреть. Для этого нужна сложная операция, но пока никто за неё не берётся. Услышав это, Генка приходит домой, кладёт на стол учебник английского и плачет. Плачет, потому что учебник ему ненавистен и потому что выхода у него нет, ведь он обязательно должен успешно пересдать английский. Генка твёрдо решил: он станет врачом и сам прооперирует Владика. Поэтому нельзя снова возвращаться в пятый класс, ведь для Владика это будет означать ещё один год слепоты. И Генка открывает учебник. А через три недели он благополучно пересдаёт экзамен. А Владику чуть позже нашли хирурга, и после успешной операции он стал видеть.
Митрополит Сурожский Антоний, известный проповедник двадцатого века, говорил, что если у нас есть сильное желание достичь цели, то воля делается твёрдой, непоколебимой и способной устранить все препятствия, которые стоят на пути. Владыка подчёркивал, что особенно это касается служения ближним.
Подобная воля обнаружилась и у Генки, героя повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Воля, укреплённая желанием помочь ближнему, и помогла ему преодолеть препятствие, казавшееся непреодолимым.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Элинор Портер «Поллианна» — «Добрые мысли преображают реальность»

Фото: PxHere
Всем нам время от времени хочется изменить что-то в нашей реальности, но как этого добиться? Возможно, стоит попробовать найти поводы для радости, как это делает девочка из повести Элинор Портер «Поллианна»? Поллианна — дочь священника. Время от времени в приходскую общину её отца поступали благотворительные посылки. Однажды Поллиаанна попросила прислать ей куклу, но вместо неё из-за какой-то ошибки девочке прислали пару костылей. Тогда-то отец и научил Поллианну игре в радость — умению во всём отыскивать повод для радости.
— Чему же тут радоваться? — недоумённо спросила девочка, и он ответил:
— Тому, что тебе костыли не нужны!
Эта игра захватила девочку, и с тех пор Поллианна всегда в неё играла.
Через несколько лет отец Поллианны умирает, и девочка переезжает в маленький городок к тёте Полли. Здесь Поллианна продолжает играть в радость. Она рассказывает всем, с кем знакомится, как однажды её отец посчитал, сколько раз в Библии Господь говорит нам: «Радуйтесь!». Свыше восьмисот.
— Значит, — восклицает Поллианна, — надо Его слушаться!
Одновременно и незаметно для самой себя девочка совершает множество добрых дел. Мирит стоящих на пороге развода супругов, утешает погружённую в глубокую депрессию вдову, находит дом для беспризорного мальчика.
Получается, что радость Поллианны — это не розовый оптимизм. Её радость неразрывно соединена с деятельной, активной любовью, которая вскоре преображает едва ли не весь городок. Но началось всё с того, что преподобный Паисий Афонский, подвижник двадцатого столетия, называет «добрым помыслом». Значит, мысли настолько важны? Да. Архимандрит Фаддей Витовницкий, сербский подвижник благочестия конца двадцатого — начала двадцать первого века, писал: «какие у нас мысли, такая и жизнь», «потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает».
Именно так и поступает маленькая героиня повести Элинор Портер «Поллианна».
Все выпуски программы: ПроЧтение
Эмили Дикинсон «Не дать единственному сердцу» — «Прожить не напрасно»

Фото: PxHere
Жизненный успех. Как его измерить не в терминах экономического или социального благополучия, а с точки зрения нравственно-этического, духовного преуспеяния? Поэтесса Эмили Дикинсон размышляет об этом в стихотворении под названием «Прожить не напрасно». Оно очень коротко:
Если смогу от боли сердце одно уберечь,
Если ношу одну на себя возьму,
Если замёрзшую отогрею птицу
Я не напрасно живу.
Внести в чью-то жизнь любовь и свет, милосердие и сострадание — вот какой критерий успешности жизни предлагает Дикинсон. Только ли она?
«Спасти душу свою — значит дать ей то значение и место, какое ей назначено Богом, то есть быть царственною, богоподобною» — так писал преподобный Анатолий Оптинский, подвижник девятнадцатого века. Богоподобная же душа милостива и сострадательна, а дела любви и милосердия и наполняют жизнь смыслом. Они необязательно должны быть великими — достаточно и малых. Например, отогреть (реальную или метафорическую) птицу.
Все выпуски программы: ПроЧтение











