Самые большие реки Сибири – если по карте смотреть слева (от Урала) направо – это Обь, Енисей и Лена. Про четвертую большую реку – Амур – по понятным причинам пока умолчим.
Понятно, что русские люди и открывали эти реки так же – слева направо: Обь, Енисей, Лена.
И первой, понятно, была Обь. Вот оттуда, с Оби, из несуществующего ныне поселения – Мангазеи – отправился на восток Сибири русский первопроходец, имя которого известно менее, нежели имена других исследователей Сибири. Более известны его дела.
Но – по порядку. Звали этого человека то ли Демид Сафонович, то ли Пантелеймон Демидович. А вот прозвище его известно доподлинно – Пянда. И скорее всего дано прозвище по названию деревни Пянда, что ныне располагается на берегу Северной Двины в Виноградовском районе Архангельской области. И, скорее всего, был он помором, из тех, которые по Баренцеву и Карскому морям хаживали в Сибирские земли.
В 1619 году Пянда с полусотней людей побывал в Норильских горах, где похоже разжился серебром. Далее – двинулся на Енисей, в Туруханск, с надеждою поторговать у местных племен мягкую рухлядь – пушнину. Здесь-то он и услышал о еще одной большой реке, доселе русским неизвестной. Тунгусы называли ее Елюене. В том ее названии ясно слышится другое, современное.
И Пянда решил найти эту реку. И поплыл с отрядом по Нижней Тунгуске. Шли против течения медленно, под парусами, либо на манер бурлаков используя бечеву. Трижды останавливались на зимовки, при этом периодически отбиваясь от нападений воинственных тунгусов. И только после третьей зимовки, двигаясь в совершеннейшей неизвестности, землепроходцы подошли к месту, от коего недалече протекала заветная река. Случилось это уже весною 1623 года. И отряд, волоком пройдя двадцать с лишним верст, увидел, наконец, Лену.
Не вдаваясь в подробности, скажем следующее. За три с половиною года Пянда прошел новыми, доселе неизведанными речными путями около 8 тысяч километров. Из них 2300 км по Нижней Тунгуске, 2400 км – по Лене. Он же первым сплавился Ангаре (это 1400 км).
Никаких сведений о Пянде после похода не сохранилось. И дальнейшая судьба его неизвестна.
Но мы можем с уверенностью сказать, что русский землепроходец по прозвищу Пянда положил начало открытию русскими людьми Восточной Сибири.
Запомним же это имя.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема