Святыми не рождаются, святыми становятся. Эта нехитрая истина часто ускользает от стороннего взгляда. Открывая житие любого подвижника, как будто наперед знаешь, что перед тобой история человека, рожденного для святости. Жизнь его сразу предстает предсказуемо-линейной — как если бы иначе с ним и быть не могло. Особенно остро это ощущается в монахах-молитвенниках: ушли в монастырь — много молились — стали святыми. Схема, отработанная веками.
С древними святыми тут и вправду сложно: сведений о них немного, а те, что есть, — по определению связаны с монастырями да молитвами. На этом фоне удивительно пронзительными выглядят истории святых монахов из недавнего прошлого: это наш же позавчерашний день, сквозь повествование виден понятный нам человек, который проходит через понятные нам испытания. И в образе подвижника, обреченного на святость, проступает подвижник, который святость в борьбе заслужил. Ярчайший пример — преподобный Силуан Афонский.
Религиозное чувство оживилось в нем во время военной службы. Однажды Семен ужинал в трактире вместе с сослуживцами. Вокруг шум, музыка, танцы, на столе водка, а Семен вдруг сказал друзьям: «Вот мы сидим в трактире, а на Афоне сейчас — Всенощное бдение. Так кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?» Так было принято твердое решение поступить послушником в русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне.
Тут вполне ожидаемой стала бы развязка: дескать, с тех пор будущий старец Силуан пришел в благостное состояние, тихо молился, усердно постился — и в итоге стал святым. Но в реальности все было не так. То, что в христианской традиции принято называть искушениями, — в монастыре только усилилось. Так часто бывает. Тот, кто верит в Бога, не может не верить в бесов. И знает, что чем больше к Богу устремляешься, тем больше бесы активизируются, а искушения — возрастают.
Брат Симеон был послушником исполнительным и терпеливым. Его любили. И очень легко оказалось обмануться, подумав: «Я живу уже почти свято». Первый же такой помысел открыл двери души тщеславию. Брат Симеон — как христианин, привыкший внимательно следить не только за поступками, но и за мыслями — тщеславие за собой заметил, но сделать с ним долгое время ничего не мог. На душе было тяжело, чувство искреннего покаяния никак не приходило, подступало отчаяние. В какой-то момент брат Симеон не выдержал и возопил: «Господи, неужели Ты неумолим?!» — и в этот момент ощутил полную богооставленность. Но в тот же вечер, по преданию, ему явился живой Христос.
Это не нужно воспринимать как метафору. Речь не о галлюцинациях и не о видениях. В этом даже нет ничего мистического. Это совершенно реальная встреча – чувствуешь и знаешь, что Христос в эту самую секунду подлинно рядом с тобой в комнате. Такую встречу переживали многие — в той или иной форме. Священники наставляют запоминать этот опыт — как манок на всю оставшуюся жизнь. Другое дело, что опыт преподобного Силуана Афонского, вероятно, был такой силы и такой глубины, что нам, простым мирянам, он вряд ли доступен.
Это длилось, должно быть, несколько секунд. Но хватило, чтобы для брата Симеона началась новая жизнь. Если еще недавно он переживал состояние богооставленности, то теперь — после встречи со Христом — состояние полноты бытия. Это было счастьем. И с этой минуты вся его жизнь, всего его поступки, все его чаяния были связаны только с одним — с тем, чтобы этот состояние сохранить. Так молодой послушник Симеон стал молодым монахом Силуаном.
А сегодня мы знаем преподобного Силуана Афонского — великого старца, чьими духовными наставлениями зачитывается весь православный мир. Но для этого нужно было пройти этапы религиозной пылкости и охлаждения, периоды искушений и открытий, состояния отчаяния и богообщения. Святыми не рождаются, святыми становятся.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема