Семья актёров Юрия и Ольги Соломиных по сегодняшнему времени уникальна. Она живёт скромно - у супругов нет шикарной машины, огромной квартиры, роскошной дачи. Соломиным всё это не нужно. Их фамильный стиль – простота.
Что такое нужда Юрий и Ольга знали с первых дней супружества. У них - студентов театрального училища – даже не было денег на свадьбу. Событие отметили в кафе двумя порциями мяса. Ольга училась на одном курсе с Юрием. Боевая девушка на вступительных экзаменах поразила педагогов своей необыкновенной косой. Легендарная актриса Вера Пашенная даже спросила у абитуриентки, зачем она вплела себе в волосы искусственную косу. Оля ответила, что коса её. Тогда Пашенная попросила девушку распустить волосы. Оля вынула шпильки и все ахнули. Коса доставала почти до пола. Юрий впервые увидел Ольгу уже на занятиях. Она опоздала, а единственное свободное место было возле него. Как шутит Соломин: «Вот так до сих пор и сидим рядом».
После училища Юрий и Ольга попали в разные театры. Он – в Малый, она – в ТЮЗ. Но если Юрий выходил на сцену в маленьких ролях, то у Оли они были главными. Жили Соломины бедно. Снимали даже не комнату, а углы в московских подвалах. У Юрия тогда был всего один костюм. А Оля носила пальто, перешитое из шинели.
Через пять лет Соломиным повезло. Им дали комнату в доме на Арбате. Там у супругов родилась дочь Даша. С деньгами по-прежнему было плохо. Дочка спала не в кроватке – её было не на что купить, а в ванночке. Зато вскоре Соломин получил квартиру в Бескудниково, от которого до Москвы приходилось полтора часа ехать автобусом. Соломин уже снялся в фильме «Адъютант его превосходительства», его узнавали на улицах, узнавали и в том самом автобусе. Что делает капитан Кольцов в переполненном салоне, пассажиры не понимали. А Юрий старался не замечать удивлённых взглядов. Хлопот и без того хватало. Нянь и бабушек у Соломиных не было. И Ольга приняла решение уйти из театра. Гуляя с Дашей, она стала сочинять короткие литературные произведения. Их печатали в газетах и журналах. А когда Даша выросла, Ольга Николаевна пришла в родное Щепкинское училище уже педагогом. С тех пор она там и работает. Ведёт вместе с мужем актёрскую мастерскую.
О том, что Юрий Соломин - человек принципиальный в Малом театре, которым он руководит много лет, знают все. Принципы распространяются не только на работу, но и на семью. Юрий не позволял родным использовать свою фамилию. Никогда не хлопотал за дочь. Соломины решили, что никаких особых благ Даше не полагается: она будет ходить в обычную школу. О том, чтобы пристроить дочь в театральный ВУЗ тоже не было речи. Даша стала пианисткой. Позже по её стопам пошла внучка Соломиных - Александра. В ней бабушка с дедушкой души не чают. Когда Саша родилась, они почувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете.
Кстати, благодаря внучке Соломины поняли содержание Библии. Ещё в 80-е годы им удалось купить двухтомное издание Священного Писания. Начали читать и потонули в тексте. Когда появилась Саша, Соломин рассказал митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, с которым дружил, что растёт внучка, хочется, чтобы она читала Библию, но текст сложный даже для взрослых. Спросил: «Как быть?» Владыка принес детскую Библию и подарил Соломину. Юрий Мефодиевич стал читать и ему открылось всё то, что было непонятно раньше.
Но даже не зная Библии, Соломины жили по заповедям. Не предавали, не делали подлостей. Помнили: человек всегда ответит за совершённое зло. В их доме никто никогда не делил власть. Ольга Николаевна не может вспомнить разногласий с мужем в чём-то главном. Про таких женщин говорят, что именно они создают успешных мужчин, навсегда став для них надёжным тылом.
Шестьдесят лет Соломины живут вместе, вместе преподают, вместе ухаживают за брошенными животными, которых подбирают на городских улицах. У супругов образовался целый зверинец. Но породистых собак и котов нет. «Все простые, как моя семья», - шутит Юрий Мефодиевич. А простота – это стиль Соломиных.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».