Иисус Христос, покинув город своего детства, Назарет, поселился в Капернауме. Из Евангелия известно, что здесь Спаситель совершил много чудес и не раз произносил притчи и поучения. Именно в Капернаумской синагоге прозвучало откровение, предрекающее совершение главного Таинство Церкви – Причастия верующих Тела и Крови Христа. «Я - Хлеб жизни, сошедший с Небес, и тот, кто Его ест, будет жить вовек», -приводит евангелист Иоанн слова Иисуса.
Но жители Капернаума остались безучастными к Благой вести. Довольство земной жизнью помешало им сосредоточить сердечные устремления на вечности. И тогда Христос вынес городу грозный приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Наверное, когда эти слова прозвучали, то люди, которым они были адресованы, не приняли их всерьез. Однако, прошло семь столетий, и богатое поселение, через которое пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Малой Азии, было полностью разрушено, и само его местонахождение стало предметом спора между исследователями.
Так было до первой волны археологических изысканий на Святой земле – то есть, до девятнадцатого века. В 1838 году американский исследователь Эдвард Робинсон первым предположил, что древние руины на берегу Галилейского моря – не что иное, как остатки Капернаума. Двадцать восемь лет спустя археологическая экспедиция под руководством англичанина Чарльза Уилсона не только подтвердила это предположение, но и идентифицировала в развалинах некого общественного здания, расположенного в центре поселения, иудейскую синагогу.
Территорию, которая требовала тщательного изучения ученых, выкупили и оградили, чтобы уберечь древние артефакты от разграбления, католические монахи-францисканцы. Они и продолжили изыскания в начале двадцатого столетия. Доктор археологии, монах Гауденцио Орфали посвятил изучению древней Капернаумской синагоги всю свою жизнь. Он был уверен, что это - то самое здание, в котором звучала проповедь из уст самого Христа.
Комментарий (арабский, мужской голос):
Археологам под руководством Гауденцио Орфали удалось восстановить из руин часть древнего фасада. В процессе реставрации выяснилось, что стены синагоги были сложены из белого известняка, а с трех сторон ее окружали ряды высоких колонн. Интерьер был украшен скульптурами, изображавшими пальмы, виноградные лозы, львов и кентавров. Из большого окна открывался вид на юг, на просторную гладь озера и на дальние очертания голубоватых холмов, далеко за которыми лежал Иерусалим. На западной стене синагоги сохранились каменные сиденья, на которых восседали книжники и фарисеи. Кафедра находилась в северной части здания. Именно отсюда, по мнению доктора Орфали, прозвучали слова Христа: «Я – хлеб жизни, сошедший с Небес».
Гауденцио Орфали приложил немало усилий для восстановления капернаумской синагоги. Жизнь и деятельность монаха-археолога внезапно прервала автокатастрофа в 1926 году. Однако, основной объем реставрационных мероприятий на этом историческом объекте был проведен именно им, а после его смерти работа на много лет замерла. И датировка здания, принятая доктором Орфали, долгое время не оспаривалась.
Лишь в 1968 году ученые из Францисканской школы библейских исследований в Иерусалиме вернулись к археологическим изысканиям в Капернауме. Иобнаружили под одним из камней, которыми вымощен пол древней синагоги, монеты второй половины пятого века! Получается, что Гауденцио Орфали ошибался, и здание было построено не в первом веке, а на четыре столетия позже?
Комментарий (арабский, мужской голос):
Дальнейшие исследования показали, что в здании синагоги различимы два строительных уровня. Верхняя часть возведена из известняковых блоков, каждый весом до четырех тонн. Камень, вероятно, добывался из карьера, находящегося недалеко от этого места. Эти руины получили название «Белая синагога». Она и была, по мнению исследователей, возведена Капернаумской еврейской общиной в пятом веке от Рождества Христова.
А вот фундамент здания, обнаруженный благодаря проложенным рядом с руинами траншеям, существенно отличался по своим характеристикам от надстройки.Он выполнен из черного вулканического камня – и за это археологи нарекли свою находку «Черной синагогой». Этот фундамент исследователи датировали первым веком. Здание, которое посещал Христос, по всей видимости, было разрушено в конце первого, или в начале второго века во время Иудейской войны. А спустя время на его фундаменте было возведено новое – из белого известняка.
Версию, что более позднее здание «белой синагоги» было построено на древнем фундаменте, подтверждает и тот факт, что в 439 году византийский император Феодосий Второй издал запрет на строительство новых синагог. Поскольку монеты, найденные в основании пола «белой синагоги», датируются пятидесятыми и семидесятыми годами пятого века, то есть, они были выпущены после принятия этого закона, то напрашивается вывод, что строительство велось иудеями под предлогом реконструкции старого, утраченного здания.
Чаяния доктора Орфали оправдались, и его усилия оказались оправданы – синагога, в которой проповедовал Христос, действительно, стояла на том самом месте, которое указал этот увлеченный археолог. Вот только находились камни, на которых стояли стопы Спасителя, несколько глубже – и этот факт стал открытием науки.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема