Время от времени в общественном пространстве возникает спор на тему «кого считать человеком и личностью». Кто-нибудь заявляет, что люди, страдающие тяжкими болезнями, которые едва ли могут общаться, а трудиться точно не могут — не люди, или в меньшей степени люди, чем другие.
Интуитивно мы понимаем, что это — неправда, но что делает человека человеком?
Разум? Способность к общению? Участие в общественной жизни? Если человек переживает болезнь или травму, которая лишает его всего этого, остается ли он человеком?
Христианская вера отвечает в высшей степени однозначным «да». Любой человек создан по образу Божию; независимо от своих способностей и возможностей, в очах Бога он несет на себе Его образ. Не люди наделяют статусом человека, но только Бог; со стороны людей — кощунство присваивать себе право решать кто человек, а кто — нет. Презрение к человеку есть презрение к образу Божию, враждебный вызов, брошенный Всемогущему.
Этот христианский взгляд на человека настолько глубоко впитался в ткань европейской цивилизации, что во многом усвоен даже людьми неверующими.
Как говорит «Декларация прав человека» ООН, в самой первой статье, «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Человек, способность которого к труду и общению с другими глубоко нарушена врожденной или приобретенной болезнью, равен в своем достоинстве и правах вам, мне, или, скажем, Нобелевскому Лауреату.
Это глубоко контринтуитивнаяидея, большинство культур в истории человечества ее не придерживались, она и в христианском-то мире пробивалась с большим трудом. Люди склонны считать, что одни человеческие существа менее ценны и достойны, чем другие — что богатые важнее, чем бедные, талантливые важнее, чем неспособные, привлекательные важнее, чем некрасивые, и те, кто обладают более высоким социальным статусом — из-за своего происхождения или достижений — важнее тех, кто находится на обочине социальной жизни. Вера в неравенство возникает легко и сама собой — мы же видим, что люди не равны по статусу, способностям, красоте, силе, богатству, известности, и так легко принять, что вот это человеческое существо менее ценно, чем другое.
Чтобы верить в равное достоинство всех людей, надо верить в невидимое — в то, что Бог видит в человеке не статус, богатство, способности или что-то еще — но прежде всего, Свой Образ. Образ, которым в равной степени наделены все, кто принадлежит к человеческому роду. Как монета — она может быть запачканной и изображение на ней полустертой, но то, что определяет ее ценность — это портрет государя.
Никакая болезнь или поврежденность — хотя бы и самая тяжелая — не может изгладить Божий образ в человеке. И его должно почитать в каждом, кого Господь посылает нам навстречу.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Научно-религиозная конференция «Если перед нами встанет истина...» в образовательном центре «Сириус»;
— Истина в науке, искусстве и религии;
— Взаимодействие науки и религии;
— Нагорная проповедь Христа, как основа христианской цивилизации;
— Вызовы развития искусственного интеллекта.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 21.02.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова
- «Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 21.02.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Программа «Голоса и гласы» на Радио ВЕРА и традиции церковного пения;
— Развитие искусственного интеллекта и дискуссии вокруг этого;
— Фильмы на христианские темы — какие они должны быть сегодня?
— Почитание Царственных страстотерпцев.
Ведущие: Наталия Лангаммер, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
«Молитвослов»

Фото: Peter Law / Unsplash
Мой коллега, с которым мы отправились в командировку на пару дней, знал, что я верю в Бога, что хожу в храм. Себя он тоже к атеистам не причислял, однако в церковь не ходил. И вот мы поселились в одном гостиничном номере. Игорь, так звали коллегу, удивился, когда утром, проснувшись и умывшись, я открыл молитвослов.
— Зачем это тебе? Ведь ты читаешь чужие тексты, не свои, их кто-то давно сочинил! Неужели нельзя обратиться к Богу своими словами?
— Своими словами я тоже с Богом говорю, — ответил я Игорю. — Но, понимаешь, молитвослов мне всё же необходим. Да, вот так, каждое утро и каждый вечер. Потому что эти молитвы никто не сочинял, не выдумывал, они пришли к нам от святых...
Не знаю, удалось ли мне объяснить Игорю в то утро свою потребность в чтении молитвослова. Но по возвращении из командировки он как-то подошёл ко мне и сказал: «Смотри, я в интернете из Феофана Затворника цитату нашёл, как раз про молитвы, мы с тобой говорили, помнишь? Вот что святитель пишет: «Молитв готовых у нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца святых. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в святых, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух»
И добавил: «Кстати, вот такой я себе молитвослов купил, маленький, карманный. Хорошо с собой в дорогу брать...»
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе