Время от времени в общественном пространстве возникает спор на тему «кого считать человеком и личностью». Кто-нибудь заявляет, что люди, страдающие тяжкими болезнями, которые едва ли могут общаться, а трудиться точно не могут — не люди, или в меньшей степени люди, чем другие.
Интуитивно мы понимаем, что это — неправда, но что делает человека человеком?
Разум? Способность к общению? Участие в общественной жизни? Если человек переживает болезнь или травму, которая лишает его всего этого, остается ли он человеком?
Христианская вера отвечает в высшей степени однозначным «да». Любой человек создан по образу Божию; независимо от своих способностей и возможностей, в очах Бога он несет на себе Его образ. Не люди наделяют статусом человека, но только Бог; со стороны людей — кощунство присваивать себе право решать кто человек, а кто — нет. Презрение к человеку есть презрение к образу Божию, враждебный вызов, брошенный Всемогущему.
Этот христианский взгляд на человека настолько глубоко впитался в ткань европейской цивилизации, что во многом усвоен даже людьми неверующими.
Как говорит «Декларация прав человека» ООН, в самой первой статье, «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Человек, способность которого к труду и общению с другими глубоко нарушена врожденной или приобретенной болезнью, равен в своем достоинстве и правах вам, мне, или, скажем, Нобелевскому Лауреату.
Это глубоко контринтуитивнаяидея, большинство культур в истории человечества ее не придерживались, она и в христианском-то мире пробивалась с большим трудом. Люди склонны считать, что одни человеческие существа менее ценны и достойны, чем другие — что богатые важнее, чем бедные, талантливые важнее, чем неспособные, привлекательные важнее, чем некрасивые, и те, кто обладают более высоким социальным статусом — из-за своего происхождения или достижений — важнее тех, кто находится на обочине социальной жизни. Вера в неравенство возникает легко и сама собой — мы же видим, что люди не равны по статусу, способностям, красоте, силе, богатству, известности, и так легко принять, что вот это человеческое существо менее ценно, чем другое.
Чтобы верить в равное достоинство всех людей, надо верить в невидимое — в то, что Бог видит в человеке не статус, богатство, способности или что-то еще — но прежде всего, Свой Образ. Образ, которым в равной степени наделены все, кто принадлежит к человеческому роду. Как монета — она может быть запачканной и изображение на ней полустертой, но то, что определяет ее ценность — это портрет государя.
Никакая болезнь или поврежденность — хотя бы и самая тяжелая — не может изгладить Божий образ в человеке. И его должно почитать в каждом, кого Господь посылает нам навстречу.
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема