Легенда советского кино Игорь Ильинский и его жена - актриса Татьяна Еремеева были совершенно разными людьми. Он – комик, она – лирик. Он – оптимист, она – пессимист. Но почти сорок лет они прожили душа в душу. Совсем как старосветские помещики, шутила Татьяна Александровна.
Когда они познакомились, Ильинскому было 49 лет. Татьяне - 38. На его фильмы она бегала ещё девочкой. И глядя на экран, даже подумать не могла, что любуется своим будущим мужем. Жизнь свела их в Малом театре в 1944 году. Ильинский был ведущим актёром. А Татьяна приехала из Тамбова и делала свои первые шаги на прославленной сцене. Актрису из провинции долго не хотели прописывать в столице. Более того, грозились выслать, поскольку у Татьяны была немецкая фамилия Битрих. В годы войны это казалась едва ли не преступлением, и актриса взяла псевдоним – Еремеева.
Репетируя с Ильинским, Татьяна сделала открытие - знаменитый комик в жизни совсем невесёлый человек. В то время у него и правда не было поводов для веселья – умерла жена. Ильинский мучился чувством вины. Депрессия привела к тому, что актёр на два года исчез из Москвы. А когда вернулся, пригласил Татьяну на свой концерт. Это было неожиданно. Игорь Владимирович всегда был приветлив, помогал Татьяне на репетициях, но ей и в голову не приходило, что между ними может быть что-то большее, чем дружба. Она долго не хотела замечать ухаживаний. Ильинский делал шаг навстречу, Татьяна два шага назад. Позже она поняла, что даже себе боялась признаться в том, что давно уже любит Игоря Владимировича.
Ей нравилось, как он живёт. Ильинский избегал актёрских застолий, разговоров, сплетен. После спектаклей уезжал на дачу и вообще был удивительно домашним человеком. И когда Татьяна уже решила связать с ним свою жизнь, её вызвали в НКВД и предложили «помочь Родине», причём, доносить нужно было в первую очередь на Ильинского. Испуганная актриса сказала, что на днях актёр сделал ей предложение. Её тут же отпустили, но Татьяна знала: спокойной жизни ни в Москве, ни в театре уже не будет. Лучше уволиться и уехать. Она написала Ильинскому письмо с просьбой не искать её и сбежала к маме. Игорь Владимирович не знал адреса будущей тёщи, но в тот же вечер разыскал Татьяну. С тех пор они не расставались.
Ильинский очень хотел обвенчаться. Он часто ходил в церковь и не скрывал своей веры в Бога. Конечно, венчание тогда было невозможным. Но, когда через год у супругов родился Володя, Ильинский пригласил на дачу священника и сына тайно окрестили.
С появлением Володи у Игоря Владимировича началась новая жизнь. Он писал: «Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого». Всё свободное время Ильинский проводил с сыном. Не позволил отдать его в детский сад, гулял с ним, научил плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках. А на первой книжке, которую он подарил сыну, сделал надпись: «Володюшка, всегда прислушивайся к Богу, который живет в твоём сердце». Володя тоже обожал отца. Он поздно возвращался после спектаклей, но сын не спал. Он ждал папину сказку на ночь. Про Гномика-химика и Кособаку-мурмышку. Ильинский на ходу сочинял забавные истории с продолжением.
В семье он был главным, хоть абсолютно ничего не понимал в ведении хозяйства. Зато умел принимать решения. А покупками, готовкой, ремонтом занималась Татьяна Александровна. Любимым временем для обоих был отпуск. Они уезжали на дачу, и там начиналась ласковая, спокойная, по-настоящему домашняя жизнь. Он сидел в кресле-качалке, смотрел на деревья, она читала ему вслух. Ну чем не старосветские помещики?
Татьяна Александровна была для Ильинского и женой, и матерью, и дочерью. Всю жизнь она мучилась страхом за мужа: боялась, что не власти не простят ему заступничества за Мейерхольда, за самый портрет Мейерхольда в квартире, за то, что ходит в церковь. Ильинский успокаивал жену: «Не волнуйся, Танюша, я не сделаю ничего такого, что даст им возможность меня осудить».
Он умер в 86 лет. Лёг отдохнуть, заснул и уже не проснулся. Жена сохранила все его вещи, не выбросила ни единой мелочи. Так что друзьям, приходящим в квартиру, долго казалось, что сейчас их выйдет встречать сам хозяин. Татьяна Александровна прожила 99 лет. И считала, что свою главную роль сыграла совсем не на театральной сцене. С семейных подмостков Игоря Ильинского и Татьяны Еремеевой 36 лет не сходил спектакль с названием «Любовь». Вот свою роль в нём Татьяна Александровна и называла лучшей. А годы, прожитые с мужем, самым счастливым временем в жизни.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема