Мой друг и ровесник Филипп закончил юридический факультет МГИМО, потом недолго работал в крупной нефтяной компании, а потом ушел в свой маленький бизнес: организовал бюро переводов. На вопрос «почему?», отвечал:
— Я стал обнаруживать у себя признаки офисной болезни: до обеда хочется есть, после обеда – спать, и такое чувство, что постоянно недоплачивают. А если серьезно, мне надоело заниматься перекладыванием бумажек и писанием электронных писем — и получать деньги за ничего-не-делание. От скуки сводило скулы, я чувствовал, что не занимаюсь ничем осязаемым — в том смысле, что результат моего труда — это некие безликие баррели нефти, добытые где-то там в какой-то скважине. Сейчас я работаю сам на себя, зарабатываю в три раза меньше, но, по крайне мере, чувствую, что постоянно занят своим конкретным делом — потому что «если не я, то кто»? Сколько реально сделал — столько денег и получил. Во всяком случае, совесть не грызет.
…Моя подруга и тоже ровесница Аня закончила МГИМО, потом ВГИК, а потом родила ребенка и ушла работать в благотворительный фонд. Ее звали на телевидение на лучшие деньги, но она отказалась. Потому что не понимала — а ради чего работать? Снять сто рейтинговых программ — и что? Кому от этого станет лучше? А в фонде, по крайней мере, видишь конкретную цель своего труда и его конкретный — почти по-медицински очевидный — результат.
…Мой друг и снова ровесник Артем с отличием закончил философский факультет МГУ. По знакомству его взяли на хорошую должность в крупном рекламном агентстве, где были нужны остроумные и неординарно мыслящие пиар-менеджеры. Он подходил им идеально, был на хорошем счету, но поработал недолго — ушел преподавать в школу. Просто потому что там, по его мнению, можно делать что-то настоящее — нести «разумное, доброе, вечное», как ни банально, честно пользоваться своими знаниями и чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово.
Конечно, я не склонен их идеализировать. Филипп пока не стал по-настоящему успешным предпринимателем. На Аню нет-нет да и накатывает отчаяние по поводу того, что ее художественный талант совсем не востребован. На Артема давит стереотип, будто молодой человек, который работает учителем в школе, — неудачник… Все трое они, само собой, переживают из-за того, что чисто финансово могут позволить себе меньше, чем хотели бы. Однако все они отказались от престижного ради полезного и осмысленного.
Людей, совершивших такой выбор, среди лично моих знакомых — намного больше, чем трое. Все они очень разные. Но по неслучайном совпадению объединяет их одно: вера в Бога. К этому можно как угодно относиться, но такова упрямая реальности лично вокруг меня: все, кто совершил подобный выбор, — люди верующие. Они в разной степени воцерковлены. Среди них есть и активные прихожане, и люди на пороге храма, и те, кто пока лишь интересуется христианской культурной традицией. Но у всех в сердце так или иначе одна и та же доминанта — Православие. А еще — никто из них не был церковным и даже верующим с детства. Все они пришли к вере в юности, как правило, в студенчестве.
Я понимаю, что таких в нашем обществе — вероятно, абсолютное меньшинство. И они — молчаливый ответ тем, кто усердно называет наше поколение потерянным. Скорее, наоборот, это обретенное поколение.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».