Новгород занимал особое положение во всей Русской Земле. Новгородцы были первые, которые решили объединиться под властью призванных князей. Стол их считался древнейшим - на нем еще сидел Рюрик. Когда же великие князья перенесли свое пребывание в Киев, то, по установившемуся обычаю, посылали в Новгород старших своих сыновей. При первых наших князьях, Новгородцы были необыкновенно им преданы. Они готовы были принести во имя их всякие жертвы и очень не любили и обижались, когда князья уходил от них.
Но затем под влиянием возрастающих усобиц в княжеской среде, обаяние и значение княжеского имени стало быстро падать на Руси. Жители Киева начинают открыто, а порой и бурно, выражать свое недовольство на князей и приобретают большое значение при занятии ими старшего стола. Та же самая перемена произошла и в Новгороде. Продолжавшиеся усобицы усиливали своевольный дух новгородцев.
Благодаря выгодному своему положению на великом водном пути из Варяг в Греки, Новгород вел обширнейшую торговлю и раньше других Русских городов достиг цветущего состояния. Особенно помогли быстрому росту Новгородского богатства удачные походы его князей — на Запад, Север и Восток. Жившие здесь Финские племена покорялись и облагались большой данью. Они платили ее, главным образом, дорогими мехами, очень ценившимися в Западной Европе, с которой Новгород вел торговлю при посредстве Немецких городов, образовавших большой торговый союз под именем «Ганза». В этот Ганзейский союз входил и Новгород, и в двенадцатом веке в нем проживало уже много Немцев.
Скопление богатства в Новгороде создало в нем значительное количество очень состоятельных людей, которые, стали, разумеется, искать себе и большей власти в своей Земле.
Права всех граждан Новгорода при решении общественных дел, а также в отношении друг к другу, считались совершенно равными. Но это так только считалось. В действительности же, все Новгородское население делилось, в зависимости от состояния, на лучших, то есть более богатых, и на меньших людей, к которым принадлежал бедный, а потому менее влиятельный слой населения.
Было у Новгородцев деление и на сословия. Высшее — составляли бояре — крупные земельные собственники и владетели больших денежных богатств. Они не принимали прямого участия в Новгородской торговле, но обыкновенно ссужали своими деньгами нуждающихся купцов и, таким образом, на самом деле стояли во главе торговых оборотов. За боярами шли, так называемые, житьи люди. Это были граждане, жившие доходами или от своих поместий, или от состояния в деньгах. При этом они были не столь имениты и богаты, как бояре, но также не занимались сами торговлей, как это делало третье сословие — купцы.
Новгородские купцы делились на сотни и основывали купеческие общества, куда принимали внесших 50 гривен серебра, причем каждый член такого общества пользовался поддержкой остальных в своих торговых оборотах.
Низшее сословие Новгородцев носило название черных людей; сюда входили ремесленники, рабочие, мелкие землевладельцы, или земцы, и смерды — сельское население и бездомные батраки.
Для решения важных общественных дел Новгородцы собирались на народное собрание, или вече. При этом вече в Новгороде, особенно с умалением значения княжеской власти и ростом богатства жителей, стало приобретать все большую и большую силу. А сидевшие в Новгороде князья вынуждены были все более и более считаться с ним.
Новгород делился рекою Волховым на две части: Торговую, на восточном берегу, и Софийскую, на западном. Главной частью города было огороженное место, или «Кремль», называвшееся также «Детинцем», на Софийской стороне. Этот Кремль был обнесен стенами с башнями и воротами. В нем жил князь с дружиною и Новгородский владыка (архиепископ). Тут же находился и знаменитый Софийский собор. Вокруг Кремля шел посад, который делился на три части, или конца. Здесь было еще две стены с башнями и воротами. По восточному берегу Волхова, на Торговой стороне помещались рынки и лавки, а также иностранные торговые дворы: Немецкий и другие.
Кругом Новгорода лежали громадные пространства земель, ему принадлежавших, и называвшихся «Землями Святой Софии».
С Земель населенных различными финскими племенами, Новгородцы собирали богатую дань, преимущественно драгоценными мехами. При этом для утверждения своего влияния они рубили в некоторых местах городки и так, мало-помалу, распространили свою власть как на дальний северо-восток, так и на крайний север, на Поморье — побережье Студеного моря.
Вече созывал князь, или посадник, посылая по улицам скликать людей Каждый конец и каждая улица составляли отдельные общины со своими старостами - в таком прядке сбирались они и на вече. Когда все сходились, то звон вечевого колокола возвещал открытие веча. Водворялась тишина. Посадник или вечевой дьяк громогласно объявлял собравшимся те вопросы, которые подлежало решить. Вопросы эти предварительно обсуждались и вырабатывались в особом правительственном Совете Свое согласие или несогласие на вече Новгородцы выражали криками.
Когда дело было решено, то писалась грамота с решением, в которой, обыкновенно, Новгород величался «Господин Великий Новгород».
На беду не всегда вече бывало правильным. Случалось, что народ, недовольный распоряжением властей, собирался на сходку, не соблюдая никаких правил. Случалось, что и сами бояре, враждуя между собой, возбуждали народ к волнению, подкупая Новгородскую чернь. Тогда являлись на вече подкупленные крикуны-вечники. Тут уже невозможно было получить беспристрастного решения.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки