В один из мартовских дней в епархиальное управление города Челябинска вошла скромно одетая пожилая супружеская пара. Виктор и Мария Маточкины направились к кабинету митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана. Попросили принять их. На вопрос владыки, с какими проблемами пожаловали старики, Виктор Маточкин ответил, что проблем нет. А есть желание пожертвовать деньги на ремонт двух храмов:
Виктор Маточкин: http://www.1obl.ru/news/eto-interesno/90-letniy-pensioner-pozhertvoval-eparkhii-500-tysyach-na-ikonostasy-dlya-dvukh-khramov/ 00.00 -00.29:
«Мне хотелось пожертвовать на иконостас. Я пенсионер. Я инвалид второй группы. Я участник Великой Отечественной войны. Пенсия у нас, слава Богу, хорошая. Мы накопили. Но я хочу пожертвовать не только на Храм Александра Невского. Я хочу пожертвовать на иконостас Божьей матери Покрову».
Митрополит спросил, какую сумму пенсионеры хотят подарить храмам. Ответ Виктора Максимовича владыку шокировал. В сумочке, которую держала в руках Мария Ефимовна, лежало полмиллиона рублей. Эти деньги пенсионеры копили много лет. Копили целенаправленно, зная, что потратят средства на благое дело.
Митрополит сначала отказывался принять такое огромное пожертвование, понимая, как тяжело сегодня живётся старикам. Но Виктор Максимович решительно заявил, что им с женой хватает пенсии, они не пьют, не курят и не покупают лекарств, потому что никогда ничем не болеют. К слову сказать, Маточкиным на двоих 174 года. Ему – 90, ей - 84. Виктор Максимович много лет был старостой в Свято-Симеоновском соборе, восстанавливал его после разрухи. Мария Ефимовна тоже служила в храме: шила рясы для священников, пекла хлеб, мыла полы. Маточкины чем могли помогали знакомым батюшкам в Курганской области, строили храмы в Казахстане. А однажды даже спасли от уничтожения старинную икону.
Владыка Феофан, выслушав этот впечатляющий перечень, растроганно воскликнул, что пока в стране живут такие люди, у России есть будущее. Виктор и Мария Маточкина только смущались, слушая митрополита, и попросили не поднимать вокруг них шумиху. «Мы поступили по совести», - сказали они. Владыка Феофан благословил супругов, а на прощанье подарил им резную икону святой Софии. И не удержался от новых хвалебных слов:
Владыка Феофан: http://www.1obl.ru/news/eto-interesno/90-letniy-pensioner-pozhertvoval-eparkhii-500-tysyach-na-ikonostasy-dlya-dvukh-khramov/ 02.28 – 02.44:
«Я считаю, что сегодняшний шаг – это как раз является тем ответом на тайну русской души, которая вот хранит совесть. Я сегодня сказал: бонусы там, где совесть сохранилась».
В программе использованы материалы информационного сайта «Первый областной», Челябинской области.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема