Когда пророк Авраам был уже в преклонных летах, он решил найти жену для своего сына Исаака. Праведник пожелал, чтобы невестка была из месопотамского города Харрана – города, где был похоронен его отец и где проживали сородичи. Авраам отправил туда своего слугу, снарядив целый караван в дорогу. Задача у посланника была непростая. Как выбрать среди многих девушек ту единственную, что станет достойной супругой Исаака? И он загадал, что в семью Авраама войдет та, что встретив странника у колодца, не только предложит ему напиться из кувшина, но и вызовется начерпать воды для его верблюдов. Именно так и поступила Ревекка – и вошла в летопись человечества одной из библейских праматерей.
Эта история, изложенная в книге Бытия – далеко не единственная, где упоминаются верблюды. Священное писание ясно дает понять, что во времена пророка Авраама – то есть в девятнадцатом и в восемнадцатом веках до Рождения Христа, эти двугорбые животные были важной частью хозяйства. Однако совсем недавно эта подробность библейского рассказа была объявлена анахронизмом – то есть деталью, не соответствующей описываемому времени.
Такое заявление прозвучало в 2013 году после открытия израильских археологов из Тель-Авивского университета Эреза Бен-Йосефа и Лидара Сапир-Хена. Исследуя древние медные рудники в оазисе Тимна в пустыне Арава, на территории Израиля между Мертвым и Красным морями, ученые обнаружили останки верблюдов. Радиоуглеродный анализ показал, что самые древние из найденных костей относятся к концу десятого – началу девятого века до Рождества Христова. На основании этого факта ученые сочли возможным сделать вывод, что именно в этот исторический период – во время правления царя Соломона, верблюды и были одомашнены.
Однако, сотрудник Археологического института Америки доктор Уэйн Брайан составил по этому вопросу оппозицию своим израильским коллегам. Не оспаривая датировку находки, он предположил ошибочность такой ее интерпретации.
Комментарий эксперта:
Израильская экспедиция Эреза Бен-Йосефа обнаружила в недрах Тимны не только плавильные печи и различные металлургические устройства, датируемые с помощью углеродного анализа эпохой царя Соломона, но и остатки тканей, верёвок, керамики и пищевых продуктов того же периода. Удивительным было то, что все эти артефакты принадлежали не иудейской цивилизации, а их постоянным соперникам – идумеям. А поскольку этот полукочевой народ жил в палатках, то неудивительно, что в археологическом слое, сохранившем множество свидетельств о них, оказались в большом количестве кости верблюдов, которые служили главным средством передвижения по пустыне.
Уэйн Брайан призвал археологическое сообщество не переоценивать значение открытия Эреза Бен-Йосефа для ответа на вопрос – является ли упоминание верблюдов в книге Бытия анахронизмом. Едва ли множественные верблюжьи кости, обнаруженные в конкретной географической точке и датированные определенным периодом, могут служить доказательством, что в целом в регионе корабли пустыни не использовались людьми до этого времени. Тем более, что многие другие археологические находки свидетельствуют об обратном.
Комментарий эксперта:
Доктор Брайан подкрепил свою точку зрения целым перечнем артефактов. Так, в найденном на раскопках древнего шумерского города Ниппура клинописном тексте, написанном в начале второго тысячелетия от Рождества Христова, упоминается верблюжье молоко. И едва ли речь идет о молоке дикого животного. Среди глиняных табличек того же времени, обнаруженных на городище аморейского поселения Алалах, что на юге современной Турции, интересен документ, регистрирующий оборот запасов – в нем упоминается мера корма, предназначенная для верблюда.
Цилиндрическая печать из Сирии, датируемая восемнадцатым веком до Рождества Христова, изображает две приземистые фигуры, едущие на верблюде. Фигурки запряженных верблюдов, выполненные из самых различных материалов и относящиеся ко времени жизни пророка Авраама, находили на археологических раскопках в Афганистане, Туркменистане, Ливане и Египте. В древних наскальных рисунках на горе Синай и близ египетского города Асвана также различимы фигурки людей, ведущих одногорбых верблюдов. И это далеко не все находки, свидетельствующие о том, что во времена Авраама на Ближнем Востоке верблюды были одомашнены почти повсеместно.
Казалось бы, много ли значит упоминание в библейском тексте верблюдов? Однако, эта деталь стала камнем преткновения для многих ученых, поставивших под сомнение историческую достоверность Священного писания. Уэйн Брайан настаивает на том, что именно научный подход к решению этой проблемы, а именно – системное изучение всех накопленных за долгое время материальных свидетельств поможет коллегам придти к общему мнению, что верблюды в караванах Авраама – это никакой не анахронизм, но правдивая летописная подробность!
«Истоки и современность православной журналистики: личный путь». Николай Державин
У нас в гостях был заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Николай Державин.
Мы говорили с нашим гостем об истоках и современности православной журналистики, а также об особенностях работы комментатора праздничных богослужений в прямой трансляции.
«Социальная помощь людям в зонах военного конфликта». Наталья Савина
У нас в гостях была координатор социальной помощи в зоне конфликта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Савина.
Наша гостья рассказала, как, устав работать с бумагами, она приняла решение ехать в зону военного конфликта и помогать там людям, с какими трудностями и опасностями пришлось при этом столкнуться и что помогало их преодолевать.
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение