
Фото: Abigail Keenan/Unsplash
Графине Софье Паниной исполнилось 19 лет, когда она познакомилась с учительницей Александрой Пошехоновой. Педагог пришла к наследнице промышленной империи просить о содействии в организации бесплатной столовой для детей. Софья была так очарована деловой и решительной Пошехоновой, что всю свою жизнь посвятила благотворительности.
Графиня Панина - представительница известной аристократической фамилии, хозяйка поместий и роскошного дворца, внучка министра юстиции и крупного промышленника - могла порхать по жизни, срывая только цветы удовольствия. Но Софья выбрала другой путь. Своё огромное состояние она отдавала благотворительным учреждениям. И получила от городской Думы официальную благодарность «За труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».
Бесплатная столовая, с которой началась благотворительная деятельность Софьи Владимировны, открылась в 1891 году. Обедами для пятидесяти детей графиня не ограничилась. Устроила при столовой внеклассные занятия, библиотеку, читальню для взрослых. Потом открыла детский сад и мастерские для подростков. По выходным дням сюда целыми семьями приходили простые люди. Дети играли, учились, их родители читали газеты, играли в шахматы и шашки. И с удовольствием слушали популярные лекции.
Видя, как востребовано её первое начинание, графиня осуществила ещё один, по-настоящему грандиозный проект. Купила участок земли и построила Народный дом для рабочих из двух корпусов. В одном из них располагался Подвижный музей с наглядными пособиями по естествознанию и географии. Имелся склад с одеждой и обувью для детей. К тому же графиня, искренне любящая рабочих, открыла для них бесплатную юридическую консультацию.
Второй корпус Народного дома иначе как Дом Паниной в Петербурге не называли. В самом неблагополучном районе города – на Лиговке - появились театральный зал на тысячу мест, библиотека с экраном для киносеансов, гимназический зал, бесплатные столовая и чайная. На одном из этажей Дома работали слесарная и швейная мастерские для подростков. А школьные классы принимали не только детей. Взрослые получали здесь начальное образование, и если хотели, оканчивали школу второй ступени, после чего могли преподавать сами. Гордостью Народного дома была первая в стране общедоступная обсерватория с вращающимся куполом. В 1910 году детище Паниной получило награду Брюссельской международной выставки.
Когда началась Первая мировая война Софья Владимировна открыла в Народном доме лазарет. Перед самой революцией она стала товарищем министра народного просвещения, то есть членом Временного правительства. В ноябре 17-ого года графиню арестовали. Её обвинили в расхищении народного имущества. Только «судьи» не учли того огромного авторитета, который Панина заработала в рабочей среде. Зал, переполненный мастеровыми, возмущённо шумел. Адвокат заявил, что власти не смеют расправляться с «лучшим другом народа». Графиню отпустили. Это было перед Рождеством, и Панина вернулась в тюрьму, так как обещала женщинам своей камеры устроить праздник. Вечер со сценами из Библии, показом репродукций картин и литературными чтениями так потряс начальника тюрьмы, что он попросил повторить представление для мужского корпуса. Графиня просьбу выполнила. А вскоре уехала из России. Как оказалось, навсегда.
В эмиграции Панина продолжала заниматься благотворительностью. Во время Второй мировой войны сумела организовать помощь советским военнопленным. В этом ей помог старый друг по Петербургу – барон Маннергейм. В финских лагерях сидело около сорока тысяч русских солдат. Люди погибали от голода и болезней. Их спасли грузы с продовольствием и медикаментами, которые Панина присылала из Америки.
Софья Владимировна умерла в 1956 году и была похоронена на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в штате Нью-Йорк. В России ей так и не поставили памятника. Но Лиговский Народный дом – это и есть главный памятник графине Паниной. И тропа к нему не заросла ни в 20-ом, ни в 21-ом веке.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема