Однажды в Цюрихе к мальчику на улице подошёл нищий и попросил милостыню. Глаза ребёнка налились слезами, у него не оказалось денег, а бродягу было так жалко. И мальчик, сняв со своих башмаков серебряные пряжки, отдал их нищему. Этого доброго ребёнка звали Иоганн Песталоцци.
Сейчас о нём – великом педагоге знает весь мир. А тогда, в середине 18 века, Иоаганна совсем не жаловали в школе, где он учился. Наставники считали его бесталанным, мальчишки дразнили. Заступиться за Иоганна было некому, зато сам он всегда защищал слабых.
Став старше, Иоганн изучал юриспруденцию, рассудив, что юрист – это человек, который стоит на страже справедливости. Но карьера не задалась. Тогда Песталоцци занялся земледелием. И снова потерпел фиаско. В те времена по Швейцарии бродили сотни бездомных детей. Песталоцци вдруг понял, что может им помочь. Он открыл в своём доме приют. Собрал пятьдесят ребят, купил им одежду, оборудовал мастерские и стал учителем. Идея Песталоцци была простой: он решил доказать, что детей можно обучать фабричным специальностям и в то же время давать им образование и что воспитывать можно не розгой, а лаской.
Дела шли успешно, пока были деньги. Когда они закончились, приют закрыли. Иоганн, получив от судьбы такой удар, заболел. А поправившись, начал всё заново. И чтобы заработать денег, стал писать книги. Роман о воспитании детей простой женщиной Гертрудой, сделал Песталоцци знаменитым. Потом была другая книга о Гертруде, в которой Иоганн развивал свои взгляды на педагогику. Он писал, что пора поднимать уровень народного образования. Но у простых людей нет денег, а в стране мало школ, и детей поэтому нужно отдавать в руки матерей, которым необходимо иметь руководство по воспитанию, которое и написал Песталоцци.
Его книги пользовались огромным спросом. Их переводили на разные языки. На гонорары Песталоцци открыл новый приют. Для сотни обездоленных ребятишек Иоганн стал отцом. Он исполнял обязанности директора, учителя, казначея, дворника. Песталоцци приучал детей к труду и дисциплине. Бывших беспризорных скоро нельзя было узнать. Они превратились в опрятных, трудолюбивых ребят, искренне любящих своего учителя. А счастливый педагог говорил о воспитанниках: «У меня никого не было, только они».
Но и это счастье оказалось недолгим. Детей разогнали военные, которым приглянулось здание приюта. Песталоцци снова сел писать книги. А на гонорары открывал школы. Одна из них продержалась четыре года. Песталоцци ничего не требовал от учеников, не наказывал их, не заставлял зубрить. Ребята ходили на уроки с удовольствием и уже через шесть месяцев читали и писали. У других учителей на обучение этому уходило три года. В школу даже направили комиссию, которая вынесла такой вердикт: «Вы показали, какие силы таятся в человеке даже в период нежного возраста. Удивительный успех ваших учеников убеждает, что из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его способностей и верно приняться за их развитие».
Это было официальное признание. Швейцария гордилась своим педагогом. К нему приезжали учиться со всей Европы. Но вокруг школы стали сгущаться тучи, кто-то написал донос, назвав её «рассадником демократизма». И 60-летнего учителя выгнали. Тут уж вступилась мировая общественность. На Песталоцци посыпались приглашения из разных стран, но он остался в Швейцарии и открыл в городе Ивердон институт на двести учеников.
Это были самые счастливые 20 лет в жизни «папы Песталоцци», как называли его дети. Он работал почти круглыми сутками, да ещё содержал на свои деньги учительскую семинарию. Так и только так – личным примером – Песталоцци убедил мир в правильности своей главной идеи: 19-ый век - это время для всеобщего начального образования. И мир не забыл Песталоцци. В Ивердоне поставили памятник этому удивительному человеку, а на постаменте выбили слова: «Всё для других, ничего для себя».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».