Карелия — прекрасный и суровый северный край. На его просторах испокон веков было немало православных монастырей. Один из них — Никольский Адриано-Андрусовский, расположен на побережье Ладожского озера, в ста километрах юго-восточнее острова Валаам. История обители связана с житием преподобного Адриана Андрусовского. До монашеского пострига подвижника звали Андрей Завалишин. Он родился в шестнадцатом веке в дворянской семье. Имение Завалишиных располагалось на берегу Рощинского озера в Олонецком крае, сейчас это Ленинградская область.
Однажды в молодости во время охоты Андрей обнаружил в своих угодьях келью отшельника — это был преподобный Александр Свирский. Юноша познакомился со старцем и часто приходил к нему за духовными наставлениями. Под влиянием этих бесед Андрей и стал монахом с именем Адриан. Несколько лет прожил на Валааме, а затем основал свою обитель на восточном побережье Ладоги. С сомолитвенниками и единомышленниками преподобный Адриан построил здесь две церкви — в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Николая Чудотворца.
В монастыре действовал строгий устав. Царь Иван Грозный относился к настоятелю с большим уважением, регулярно жертвовал обители немалые дары и даже пригласил игумена Адриана стать крёстным отцом своей дочери. С этой миссией преподобный побывал в Москве, а по возвращении пострадал от разбойников. Они напали на подвижника в двадцати пяти километрах от монастыря и убили. Спустя два года мощи игумена были найдены нетленными и похоронены в обители, близ Никольского храма. Место погребения преподобного Адриана оставалось святыней обители на протяжении всей её истории.
А она была длинной и непростой! Адриано-Андрусовский монастырь пережил немало злоключений. В семнадцатом веке его грабили поляки, а в восемнадцатом лишила земель своим указом императрица Екатерина Вторая. Но обитель всякий раз возрождалась. В девятнадцатом столетии монастырские храмы и братские корпуса были отстроены в камне и обнесены высокой оградой. На месте гибели преподобного Адриана братья установили часовню с колокольней.
Двадцатый век принёс Адриано-Андрусовской обители ещё одну волну испытаний. После революции 1917 года обитель разорили безбожники. Насельники смогли укрыться от гонений на Валааме, который в 1918-ом стал принадлежать Финляндии и оказался за пределами социалистической России. А от монастырского городка не осталось камня на камне.
Подвижникам, которые взялись восстанавливать обитель в 2014 году, пришлось немало потрудиться. Монахи поставили на опустевшей территории два дома. В одном из них разместилась домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в другом — кельи иноков. Насельники нашли фундамент разрушенного Никольского храма, определили, где находится захоронение Адриана Андрусовского и установили над ним часовню. Издалека приезжают паломники, чтобы помолиться у могилы праведника. Особенно многолюдно здесь бывает 8 сентября, в день памяти преподобного.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Епископ Константин Островский. О Кирилле Павлове
Храм святого Георгия на Юксовском погосте (Ленинградская область)
Про Золотое кольцо России знают, пожалуй, все. А вот про Серебряное, возможно, слышали немногие. Подпорожское Серебряное кольцо объединяет несколько деревень, расположенных на северо-востоке Ленинградской области по берегам реки Свирь. Когда-то на Свири были бурные водные пороги — отсюда и пошло название Подпорожье. Здесь сохранились уникальные памятники древнего деревянного храмового зодчества. Говорят, что Серебряным Подпорожское кольцо назвали потому, что за века тесовые кровли и стены церквей стали тёмно-серыми, и по цвету напоминают потемневшее от времени серебро. Входит в состав Серебряного кольца и село Родионово, известное также как Юксовичи. В нём находится Георгиевская церковь — один из трёх самых старых деревянных храмов России, наряду с Лазаревским в Кижах и Ризоположенским под Вологдой.
Родионово-Юксовичи, или, как ещё называют эту территорию — Юксовский погост расположилось в трёхстах тридцати километрах от Петербурга. Здесь, на живописном берегу Юксозера, тихонько шелестят кронами старые сосны, стоит благодатная тишина и окутанный ею, устремляется в небо деревянный храм, похожий на птицу, готовую взмахнуть крыльями и взмыть в вышину. Больше пяти столетий стоит он здесь — предположительно, Георгиевский храм был освящён в 1493-м году. По преданию, крест для церкви освятил преподобный Афанасий Сяндемский, один из учеников другого почитаемого русского святого — преподобного Александра Свирского.
Георгиевский храм представляет собой деревянный сруб, покрытый тёсом. На двускатной крыше — то есть, выполненной в форме буквы «А» — маленькая луковка единственного купола. Архитектурный облик церкви прекрасен и неповторим. Ступенчатые, так называемые «каскадные» переходы на кровле, резные по краям, делают её словно невесомой. Без броских декоративных элементов, она очаровывает строгой простотой. После закрытия церкви в 1934-м, в её стенах некоторое время располагался сельский клуб. Во время Советско-Финляндской войны 1939-1940-го годов вражеская артиллерия прямой наводкой била по храму, но ни один снаряд не попал — поистине, чудо святого Георгия Победоносца, небесного покровителя церкви.
В начале 1970-х памятник древнего зодчества тщательно исследовали, отреставрировали и взяли под охрану государства. Об этом свидетельствует трафаретная надпись, сохранившаяся на одной из стен храма — «Министерство культуры РСФСР. Памятник архитектуры 15 века. Берегите народное наследие». В 1993-м провели ещё одну реставрацию, после которой церковь вновь передали верующим. По праздникам в ней совершаются богослужения и как пять веков назад, летит тогда над соснами, в прозрачное северное небо, молитва.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Где богатство зарыто

Фото: PxHere
Жили старик со старухой, был у них сын. Добрый парень, работящий, да уж больно простоватый. Учиться не хотел, и отродясь никаких книг в руки не брал. Стал отец умирать, сын и спрашивает у него:
— Как же мне дальше жить, отец?
Отец говорит:
— Живи так, чтобы плуг серебрился, и лисьими шкурами была изгородь покрыта.
Сын ещё спрашивает:
— Нет ли у тебя каких сбережений, ты ведь крепко жил, отец?
— Моё богатство в поле, там и ты найдёшь его, только не ленись — копай.
Вот умер отец. А дом был богатый. Как весна настала, пошёл парень к кузнецу, купил серебра и велел плуг серебром покрыть.
— Зачем тебе плуг серебрить? — удивился кузнец.
— Мне отец сказал, что от этого я буду жить богато.
Сделал кузнец парню серебряный плуг. А тот потом купил лисьих шкур и все изгороди увешал. Ходят мимо односельчане, спрашивают:
— Зачем ты лисьи шкуры на ограды вешаешь?
— Мне отец сказал: жить, мол, тогда хорошо будешь.
Отправился затем парень в поле и начал землю копать. Вырыл много глубоких ям.
— Зачем ты такие ямы на поле выкапываешь? — спрашивают крестьяне.
— Отец сказывал, что здесь сокровище спрятано, вот я и ищу.
Пока парень такими делами занимался, стали у него сбережения таять. Бедность настала. Задумался он: как дальше жить, когда все припасы кончились, а от отцовских советов никакого прибытку нет?
Сидит парень на крылечке, пригорюнился, а мимо старичок-странник идёт
— Ты чего, добрый молодец, такой невесёлый? — спрашивает.
— А с чего мне веселиться? — отвечает ему парень. — Был у нас богатый дом, но умер мой отец, а перед смертью дал мне такие советы: чтобы плуг мой серебрился, изгородь была лисьими шкурами покрыта, а богатство, мол, в поле спрятано и там мне его искать следует. Я всё так и сделал — плуг серебром покрыл, ограду завесил лисьими шкурами, всё поле с работником перекопал — и ничего не нашел. Обеднел я, и нечем мне теперь жить. А от отцовских советов мне никакого проку нет.
Подсел к нему на крылечко старичок, покачал головой и говорит:
— Не спеши так говорить — Бога гневить. Твой отец дело тебе говорил, да только ты его не так понял. Вот я тебе сейчас совет дам, и если ты меня послушаешь — то наладится твоя жизнь. Наруби дров березовых да уложи у изгороди сушиться. Тебе будет тепло на зиму — это и есть лисьи шкуры. Поле паши, не покладая рук — и будет твой плуг серебриться. А станешь пашню старательно возделывать — так будет у тебя и хлеб, и богатство в доме.
— Почему же мне отец прямо об этом не сказал? — спросил парень.
— Думаю, что твой отец ещё один оставил завет, чтобы ты смекалку да ум развивал. Потому и говорил с тобой загадками да притчами. Учиться тебе надо уму-разуму, книжные науки постигать. Без этого у тебя в жизни ничего хорошего не заладится.
(по мотивам финской сказки)
Все выпуски программы Пересказки












