Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) и его семья - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) и его семья

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) и его семья
Поделиться Поделиться
Белокаменная колокольня возвышается над лесом

Фото: PxHere

В малороссийском селе Комиссаровка Верхне-Днепровского уезда нетрудно было отыскать скромный домик псаломщика местной церкви, Никифора Могилевского. По вечерам из его окон доносилось стройное, красивое пение. Церковные стихиры, духовные стихи, народные песни хором исполняли сам Никифор, его жена Мария, и их сын Феодосий. Вместе они пели не только дома, но и в храме, на клиросе. Словами псалмопевца Давида наставлял Никифор и сына: «Пою Богу моему дондеже есмь», — то есть, «восхваляю Бога моего, пока живу». Спустя время, Феодосий исполнил отцовский наказ. В 1904 году он принял монашество с именем Николай, и жизнь свою посвятил служению Господу.

Будущий архиерей родился 9 апреля 1877 года, в светлый Праздник Воскресения Христова. В тот день Церковь ещё отмечала память мученика Феодосия Сирмийского. В честь этого святого родители и решили назвать сына. Феодосий рос резвым мальчиком, порой любил проказничать. Например, убегал без разрешения из дома на целый день. Отец в таких случаях был строг. Мог и в угол поставить, но обязательно — с вразумлением. Чтобы сын задумался, осознал ошибку. Владыка говорил потом, что отец делал это исключительно из любви, и что благодарен ему за уроки смирения.

Мать, напротив, никогда за шалости Феодосия не бранила. Но одного её взгляда было достаточно, чтобы тут же раскаяться в провинности. Владыка вспоминал: «Посмотрит так жалобно, что станет стыдно. И сразу даёшь себе зарок никогда не доставлять ей ничего неприятного. Одно её ласковое слово значило больше любой награды. Мама была сама любовь». Родители растили Феодосия в православной вере и благочестии. Немалую роль в его духовном воспитании сыграла и бабушка. Звали её Пелагия. Неграмотная, она с поразительной точностью знала жития святых. Говорила красочным народным языком. «Её простые, богодухновенные беседы воспитывали во мне честность, трудолюбие, отзывчивость и самое главное — живую веру в Господа», — вспоминал впоследствии митрополит. Всему этому учился Феодосий и у деда-священника. Владыка рассказывал: «В воскресенье после обедни, выпив чаю, брал дедушка с собою епитрахиль и шёл к больным, к опечаленным, или примирять ссорящихся».

Сызмальства Феодосий помогал родителям: в поле, в огороде, по дому. В 1887-м, когда ему исполнилось десять, поступил в духовное училище в Екатеринославе. А спустя 6 лет — в Екатеринославскую духовную семинарию. Там он впервые задумался о монашестве — чтобы, по отцовскому наставлению, служить Богу до конца дней своих. Родители благословили сына на этот путь. В 1903-м году Феодосия приняли послушником в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. Там через год он принял монашеский постриг с именем Николай. А спустя 15 лет стал архиереем Русской Православной Церкви.

Полтава, Чернигов, Иркутск, Кашира, Москва, Воронеж — в разных местах довелось служить владыке. В богоборческие советские годы не избежал он нескольких арестов и ссылки — в Казахстан. Там в 1955 году владыка Николай возглавил Алма-Атинскую митрополию. В Алма-Ату ему пришло и известие о кончине отца. Поехать на похороны владыке не разрешили — ведь тогда он был ссыльным, поднадзорным. Поэтому он написал письмо, в котором обращался к усопшему родителю: «Горюю, что не могу приехать и проститься с тобою. Прости меня за это. Прими мою благодарность за всё, что ты для меня сделал».

Митрополит Николай (Могилевский) скончался, когда ему было 78. Духовные чада вспоминали, что незадолго до кончины, в сентябре 1955-го, он вспоминал, как отмечал Пасху дома, в кругу своих родных. И звучала в его словах радость любви к близким людям.


Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен

Мы в соцсетях

Также рекомендуем