Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем Псалтырь, у нас не могут не возникать вопросы о том, что же именно означает то или иное выражение. К счастью, сегодня мы имеем возможность читать любые толкования и комментарии, в том числе, и те, которые детально анализируют Псалтырь. Однако иногда нас может постигнуть недоумение: Псалтырь говорит об одном, а толкования на это место Псалтыри затрагивают нечто совсем иное. Дело здесь в том, что, как правило, толкователи имели дело с текстом, который разительным образом отличается от привычного нам русского Синодального перевода. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 59-й псалом. Этот псалом из числа тех, некоторые строки которых существенно отличаются в зависимости от используемого перевода. Давайте его послушаем, и поразмышляем о его сложных для понимания местах.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 Когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цова́нскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 Чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших
Повод, послуживший причиной появления только что прозвучавшего псалма известен, и он зафиксирован в надписании псалма: «Писание Давида для изучения, когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной». Иными словами, этот псалом появился во время военных действий, которые в конечном итоге оказались успешными для войск Давида, однако был во время той войны и довольно непростой эпизод, связанный со внезапным нападением идумеев на незащищённые южные границы Иудеи.
В псалме мы видим довольно типичный ход мысли: Давид взывает к Богу, указывая на бедственное положение израильского народа, вместе с этим царь просит Бога оказать помощь избранному Им народу. Конечно, видим мы в этом псалме и покаянное настроение, оно прослеживается с самой первой строчки псалма: «Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам» (Пс. 59:3).
Далее же в псалме звучит довольно странное прошение, адресованное Богу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59:6). Можно было бы интерпретировать эти слова как мольбу о том, чтобы Бог даровал защитникам Израиля мужество и крепость, чтобы воодушевил их так, как воодушевляет воинов поднятое над полем сражения знамя. Однако если мы обратим внимание на другие переводы, в частности, на церковнославянский, то мы увидим совсем иное выражение, и совсем иную мысль: «Дал еси́ боя́щымся Тебе́ зна́мение, е́же убежа́ти от лица́ лу́ка». Проблема здесь, конечно же, не в особенностях церковнославянского языка, ведь на русском эта же фраза звучит так: «Дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука».
Дело в том, что в основе русского Синодального перевода и в основе церковнославянского текста Библии лежат различные источники. Первый перевод выполнен с еврейского текста Библии, а второй — с греческого. Древние толкователи имели дело с греческим текстом, а потому и их толкования ориентируются на греческую Библию, следовательно, мы не найдём в них слов о поднятии знамени ради истины, но найдём другое, то, что приближает нас к христианскому осмыслению отношения Бога и человека. В частности, у Евфимия Зигабена мы можем найти такие слова: «„Ты дал знамение боящимся Тебя“, взяты в переносном значении от тех, которые часто, смешиваясь на брани со врагами, дают друг другу знак или признаки свойства, чтобы вместо врагов не убивали друг друга. А в высшем смысле даёт боящимся Его знак, когда научает их всегда носить в теле мёртвость Иисуса, который сотворил совершенное бездействие греха».
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
11 ноября. О спасении человека по благодати Божьей и добрых делах

9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, предварившую открытие двенадцатого Общецерковного съезда по социальному служению.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о спасении человека по благодати Божьей и добрых делах.
Спасает человека Бог, спасает Его сила, то есть благодать. Никакие добрые дела спасти не могут, но благодать подаётся в ответ на веру. И вот именно вера и помогает нам совершать дела. Вера даёт силу, и вера превращает доброе дело в спасительное дело.
Другими словами, и вера без дел мертва, и благодатью вы все спасены через веру. Вот эти два как бы противоречивые друг другу текста Священного Писания вообще-то открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина и вообще при каких условиях и как обретается спасение.
Оно обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается. Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, конечно, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно, но возобновилась поддерживаемая всей полнотой Церкви, и патриархом, и иерархией, и духовенством, и при участии мирян наших поддерживаются и осуществляются многочисленные проекты, как мы сейчас говорим, и программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. Об ожидании Христа

В 1-й главе 1-го послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых».
Об ожидании Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел в этих словах послания к фессалоникийцам напоминает братьям по вере о цели, которую они поставили перед собой. Принятие в сердце Христовой веры — это не просто согласие с божественными истинами, а деятельная, ответная любовь ко Господу.
А что происходит, когда любящие сердца расстаются? Они стремятся как можно скорее вернуться в объятия друг друга. Ожидание Христа, Сына Божия, Который ради нас стал Сыном Человеческим и совершил жертвенный подвиг спасения людей, — это не томление в муках перед Страшным Судом Господним, а радость встречи со своим Спасителем, с любящим нас Богом, со светом и радостью, с первопричиной бытия, с Утешителем и Подателем жизни, с самым родным и любимым Существом во Вселенной.
Конечно, при условии, что грехи и страсти не удаляют нас от этой встречи. Поэтому фессалоникийцы и другие первые христиане, очистившись через крещение от грехов, исполненные благодати Святого Духа, ожидали, жаждали встречи со Христом.
Последуем и мы их примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. О свете и тьме в человеке

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?».
О свете и тьме в человеке — священник Захарий Савельев.
Свет отличается от тьмы тем, что во тьме человеку удобно: во тьме человек не видит своих недостатков, ему комфортно. Но комфорт не есть счастье, комфорт не есть то состояние, за которым человек по-настоящему будет счастлив, по-настоящему его исполнит радость.
Радостный человек бывает именно от тех моментов, когда в его жизни присутствует Господь, а Господь есть Творец порядка. Беспорядок — это всегда от лукавого. Беспорядок в нашей жизни, как правило, связан с тьмой, связан с грехом.
Порядок, радость и блаженство — это всегда, в первую очередь, то состояние, за которым у человека стоят принципы здоровой духовной жизни. Но и самое главное: этот порядок — это момент единения с Богом.
Это и есть свет, который освещает человеческие недостатки, и человек избавляется от них. Это и есть момент человеческой силы. Свет делает человека сильнее, тьма человека делает слабее.
Человек находится в свете, тогда человек находится в Боге, и Бог находится в нём, и Бог есть свет, и радость, и блаженство.
Все выпуски программы Актуальная тема







