
Фото: PxHere
Жил-был когда-то батрак по имени Богдан. Много лет прослужил он у барина и в награду за свои труды получил самого худого и жалкого ягненка. Но Богдан никогда не унывал и отправился по белу свету счастья искать. В пути он с большой любовью заботился о своём ягнёнке: поил родниковой водой, пас на лесных полянах, и его питомец заметно окреп и подрос. Колечки на шерсти с каждым днём становились всё кудрявее и золотистее. Глядь, а это уже не худосочное существо, а прекрасная овечка — золотые колечки!
Однажды по дороге Богдан встретил глашатаев, которые разносили по городам указ царя: тот, кто сумеет развеселить его дочь, получит её в жены и полцарства в придачу. Много лет царевна пребывает в печали, и никто не видел даже тени улыбки на её лице. Захотелось неунывающему батраку поглядеть на такую несмеяну.
Пришёл Богдан в столицу и решил заночевать на постоялом дворе. Увидели хозяин гостиницы и его жена чудесную овечку, и ахнули от удивления! Колечки её шерсти так блестели, словно были из чистого золота. И надумали хитрецы надёргать себе потихоньку золотых завитков.
Подкралась ночью жена хозяина гостиницы на цыпочках к овечке, дернула за колечки, а они не выдергиваются. Хотела она опустить руку, а та как будто приросла к шерсти. Пробует вырваться, отдернуть ладонь — ни в какую!
Следом и её муж подкрался к дверям комнаты, где спал Богдан. Как увидел он, что жена уже дергает золотые завитки, — бросился тоже, да не тут-то было! Его руки тотчас приклеились к овечке и никак не отдергиваются.
Проснулся поутру Богдан и отправился к дворцу на красавицу-несмеяну поглядеть. Овечка пошла следом за хозяином, и потянула за собой хозяина постоялого двора и его жену, которые к ней словно примагнитились.
А на царском дворе громко музыка играет, народ собрался. Многие пытаются царскую дочь рассмешить — кто-то песни поёт, другой фокусы показывает, а красавица только брови хмурит.
Услыхала овечка-золотые колечки звуки дудочки, и весело припустилась в пляс: высоко подпрыгивает, хвостиком машет. А хозяин постоялого двора с женой вместе с ней подскакивают, ногами в воздухе болтают, а отцепиться никак не могут.
— Не нужны нам твои золотые колечки, только отпусти нас! — взмолились они на два голоса.
Понял народ на площади, что незадачливые танцоры за жадность наказаны, потешаться над ними стали. Несмеяна-царевна тоже улыбнулась, а потом рассмеялась и долго остановиться не могла.
— Отпусти их, — сказал Богдан овечке. — Они теперь долго не будут на чужое зариться.
Обрадовался царь, увидев наконец-то весёлую дочь, отдал её батраку Богдану в жёны, да ещё полцарства в придачу.
Молодые жили дружно и никогда не унывали, да и овечка тоже. Чего и вам всем желают.
(по мотивам молдавской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В некоторых местах посланий апостола Павла мы можем встретить весьма любопытные рассуждения, которые своей основой имеют недошедшие до нас иудейские предания. Такие отсылки есть и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
В 34-й главе библейской книги Исход рассказано о том, как Моисей получил заповеди. Там же содержится и упоминание, что после общения с Богом Моисей существенным образом изменился: «Лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). Это сияние имело духовную природу, но явственным и безоговорочным образом проявляло себя в физическом мире: его видели все, и оно было настолько сильным, что, по свидетельству книги Исход, «Аарон и все сыны Израилевы [...] боялись подойти к нему» (Исх. 34:30). Моисей вынужден был закрывать своё лицо покрывалом, дабы люди могли говорить с ним, когда же Моисей уходил общаться с Богом, то покрывало он снимал.
Апостол Павел, взяв за основу эту историю, написал довольно странные слова: «Моисей [...] полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2Кор. 3:13). Существует предположение, что здесь апостол подразумевал весьма любопытное иудейское предание, повествующее о том, что Моисей держал своё лицо закрытым и тогда, когда оно уже переставало светиться, ведь если бы люди увидели, что Моисей выглядит как обычный человек, то они с пренебрежением отнеслись бы и к заповедям Божиим, данным через Моисея.
Существовало такое предание или же оно лишь предположение — по сути дела неважно, значение имеют два других обстоятельства. Во-первых, моисеевы заповеди действительно имели временный характер, они утратили свою актуальность после Пришествия Христова. Второе же обстоятельство указал апостол Павел: как у Моисея — согласно гипотетическому преданию — лицо оставалось всегда покрытым, так и у современных апостолу Павлу иудеев покрывало оставалось неснятым, они читали Писание и не понимали его смысл, ведь покрывало может снять лишь Христос, и Он же наполняет смыслом Писание.
С Павлом невозможно спорить. Да, Писание свидетельствует о Христе, и об этом говорил Сам Спаситель мира, обращаясь к преследующим Его иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Нужно иметь пелену на глазах или же быть в высшей степени предвзятым, чтобы не увидеть повествование о Христе, проходящее через всё Священное Писание. Но и первое — пелена, и второе — предвзятость — это проявления несвободы, о чём и написал апостол Павел, указав, что свободу дарует нам Христос: «Когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:16–17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 110. Богослужебные чтения
Страх Божий — это выражение не раз встречается на страницах Библии. Что оно означает и как его понимать? Ответ на этот вопрос находим в 110-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
«Начало мудрости — страх Господень» — эта идея, которую псалмопевец озвучивает в конце только что прозвучавшего псалма, не один раз встречается в Священном Писании. Многократно она звучит в книге Притчей царя Соломона, а также в книгах Иова и Екклесиасте. Все эти произведения известны как литература мудрости, жанр, который был чрезвычайно популярен на Древнем Востоке.
Обыкновенно в быту под страхом мы подразумеваем эмоцию, которая возникает в ситуации угрозы нашему существованию. В такие минуты мы ощущаем острую тревогу, беспокойство и душевное смятение. Такой страх тесным образом связан с инстинктом самосохранения. Это то, что роднит нас с миром животных.
Страх Божий — иной природы. Это не животный инстинкт. Скорее, это особое воздействие благодати на душу человека. Это чувство восторга и благоговения, которое появляется в нас, когда мы осознаём и ощущаем присутствие Бога в своей жизни и боимся потерять подобное состояние. В таком случае мы предельно внимательны к себе. Ведь любой греховный помысел или поступок — и Дух Божий покинет нас.
Когда человек поддерживает себя в состоянии внутренней бдительности, Бог и даёт ему Свою Мудрость. У человека появляются новые отношения с окружающим миром. Новое восприятие реальности. Оно проявляется в том, что человек во всём начинает видеть проявление славы Божией. Как сегодня говорит псалмопевец: «Де́ло Его́ — сла́ва и красота́, и пра́вда Его́ пребыва́ет вове́к». Весь псалом написан именно в этом благодатном расположении души. Во всём вокруг себя автор усматривает следы Божественного присутствия. И это лишь усиливает в нём чувство восторга и благоговения, которыми и так переполнено его сердце.
Самым тесным образом подобный духовный опыт связан с исполнением заповедей. Поэтому и говорит псалмопевец: «ра́зум ве́рный у всех, исполня́ющих за́поведи Его́». В первую очередь, конечно же, речь идёт о том, что мы должны хранить свою совесть по отношению к людям. То есть стараться всячески послужить им ради Бога. Но не только с людьми мы должны вести себя достойно и предусмотрительно. Преподобный Иоанн Лествичник говорил о том, что свою совесть необходимо хранить и по отношению к живой и неживой природе. Другими словами, исполнение заповедей — это такое взаимодействие с миром, когда мы помним, что всё на этом свете принадлежит Творцу, всё — Его любимое творение, которое требует к себе бережного и заботливого отношения. Именно за такую ежедневную работу Господь и даёт нам Свою благодать. А вместе с ней приходят мудрость и страх Божий, два благодатных дара, на основе которых в нашем сердце начинает возрастать любовь.







