
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Блаженная Варвара Скворчихинская». Игумения Вера (Ионова)
У нас в гостях была настоятельница Свято-Варваринского женского монастыря Салаватской епархии игумения Вера (Ионова).
Наша гостья рассказала о почитаемой святой башкирской земли — блаженной Варваре Скворчихинской, скончавшейся в 1966 году, о ее жизни и удивительных духовных подвигах в непростые для Русской Церкви годы.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Не нам, Господи, но имени Твоему»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые своими добрыми делами прославили Бога, поделились ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Анна Леонтьева, Марина Борисова и наш гость — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Светлые истории
Татарский вал. Тамбов
Если выехать из Тамбова в западном направлении по трассе М-4 «Дон», то буквально через несколько километров, среди полей и чернозёма, по обе стороны дороги можно заметить довольно высокий, протянувшийся вдаль земляной гребень. Летом он густо порастает травами, а зимой засыпан снегами, так что его вполне можно принять за некую особенность природного ландшафта. Однако гребень этот рукотворный. И появился он у границ Тамбова ещё в 17 столетии, а точнее — в 1647-м году. Это древнее оборонительное сооружение, памятник истории и археологии регионального значения — «Тамбовский вал». Так он называется официально. Однако в народе за ним прочно закрепилось другое название — «Татарский вал».
Вал проходил у стен крепости, основанной в 1636 году как часть знаменитой Белгородской засечной черты — линии укреплений на южных рубежах Русского царства, которая служила защитой от набегов крымско-ногайских и калмыцких кочевников. Несмотря на то, что Ордынское иго к тому времени давно уже было сброшено, осколки Орды продолжали существовать и периодически доставляли Руси немало проблем. Они совершали набеги на мирные города и сёла, грабили дома, жгли посевы, уводили в плен людей, а потом продавали их в рабство туркам-османам.
В 1647-м году по прямому указанию царя Алексея Михайловича тамбовский участок Засечной начали укреплять трапециевидным земляным валом — с крутыми откосами, башнями и частоколом. Первоначальная его протяжённость составляла примерно 50 километров, а высота — около пяти-шести метров. Этого было достаточно, чтобы конница кочевников не смогла преодолеть препятствие. За столетия Татарский вал значительно просел, да и в длину сократился — уцелело всего около 15-ти километров. И всё равно, когда находишься рядом с ним, легко ощутить всю грандиозность сооружения. А если прогуляться вдоль вала, то в некоторых местах можно увидеть земляные выступы — на них были расположены деревянные дозорные башни. Руководил строительством вала царский воевода и государственный деятель Иван Иванович Ромодановский. А возводили вал служилые люди, то есть, военные, в основном — казаки из городов Шацка и Ряжска. Насыпали вручную — можно только представить, какое непростое это было дело. На одном из участков вала сегодня установлен поклонный православный крест и памятная табличка — знак благодарности древним строителям от современных тамбовчан.
Существует предположение, что и самим названием своим город Тамбов обязан Татарскому валу. Ведь кочевники упорно пытались штурмовать укрепление. Однако у них ничего не получалось. Согласно старинной городской легенде, после одного из таких изнурительных и неудачных штурмов, кочевники решили, что сам Всевышний защищает крепость. Они крикнули: «Там Бог!». А чтобы услышали казаки на дозорных башнях, произнесли эти слова на ломанном русском. Поэтому получилось — «Там Бов». Как бы то ни было, Татарский вал и сегодня возвышается среди полей Тамбовщины — молчаливый очевидец глубокой старины, когда обретало свои черты, поднималось и крепло великое Русское государство.
Все выпуски программы ПроСтранствия







