
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 октября. О лукавстве иудеев

В 4-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «И все... дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?».
О лукавстве иудеев — игумен Лука (Степанов).
Евангелист представляет великое лукавство иудеев, которые отказывались признавать то, о чём сами вынужденно свидетельствовали, при этом ссылаясь на то, что именуемый Себя Сыном Божьим и Сыном Человеческим, благодать от слов Которого достигала даже их сердец, они, тем не менее, признавали более важным то, что человек, он незначительный по социальному положению — сын плотника — и каким образом может что-либо значительное говорить или делать для Израиля.
Таким образом, иудеи хулили Духа Святого, очевидно свидетельствуя о том, что для них гораздо важнее найти повод для гонений на Христа, чем, просвещёнными благодатью, встать в ряды Его учеников.
Так что подобное представление или оправдание своего неверия во Христа оказывается очевидным лукавством, тогда как все слушатели, свидетели Христовой проповеди, были в очевидном просвещении и изумлении от действия благодати, очевидно сопровождающей Его Божественное Слово.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 октября. О святости благоверного князя Игоря Черниговского

Сегодня 2 октября. День памяти благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского, жившего в двенадцатом веке.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
От нас не всегда зависит окружающая обстановка, времена, эпохи, в которые Господь повелел нам жить. Это то, в каких условиях мы обязаны спасаться. И оправдание, что мы не достигли Царствия Небесного, потому что «время было такое, что вот сейчас все грешат, сейчас все так делают» или «Как я мог поступить иначе в своём положении» — это то, что на Страшном суде тебе не поможет.
Мы вспоминаем домонгольскую Русь, богатую Русь, строятся великолепные храмы, торговые пути, все европейские правители жаждали породниться с тем или иным русским князем. Но самая страшная беда — постоянные междоусобицы, борьба за власть, которая в итоге и привела к тому, что татары так легко завоевали всю богатую и мощную, в том числе в военном плане, русскую землю.
И мы видим пример благоверного князя Игоря Черниговского, который действительно правил, был великим князем всей Руси, но всего лишь две недели, а потом оказался в заключении. Но когда его из заключения вывели, то не захотел снова вступать в борьбу за власть, не захотел, чтобы из-за него лилась кровь, а принял постриг. Бежал от мира, умер для мира, но, тем не менее, его политические враги его достали из монастыря и убили.
В чём же его святость? Мы вспоминаем первых русских страстотерпцев, первых русских святых Бориса и Глеба. Вспоминаем царскую семью. Страстотерпческий подвиг очень сложный для понимания. Но если ты готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы ради тебя не умирали другие люди, то это настоящее уподобление Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 октября. О творчестве Алексея Пахомова

Сегодня 2 октября. В этот день в 1900 году родился художник Алексей Пахомов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Родившись ещё до революции, он окончил знаменитое художественное училище барона Штиглица и, пройдя это заведение, стал прекрасным рисовальщиком. Карандаш был его творческим пером, посредством которого он в течение всех последующих десятилетий создавал шедевры иллюстрации.
Иллюстрировал произведения Самуила Маршака, за что и получил особую известность, ибо с творчеством таких поэтов знакомились миллионы наших соотечественников. После пережитой блокады, в памяти о которой сохранились литографии нашего художника, он отдал много времени преподаванию и продолжал своё творчество, завершая его уже цветными иллюстрациями.
Замечательно, что в юности, в советские годы, когда лозунгом многих представителей искусства стало разрушение, отказ от традиций, безудержное новаторство, Алексей Фёдорович, отдав по молодости дань этим тенденциям, пришёл к художественному реализму. Его так и называли реалистом-пейзажистом ленинградской школы.
И те, кому посчастливится познакомиться с наследием Алексея Фёдоровича, увидят, каким мастером своего дела он был.
Все выпуски программы Актуальная тема