
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 219 зач., I, 22 - II, 3.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое греховность, и кто такой грешный человек? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел описывает внутреннее состояние грешников. Это те люди, которые живут, как он выражается, «по воле князя, господствующего в воздухе». Так древние евреи называли сатану. Это не означает, что грешный человек открыто поклоняется нечистому духу. В первую очередь это означает, что он во всех своих делах действует, как говорит апостол, «по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов».
Другими словами, грешник — это не обязательно тот, кто открыто нарушает закон и ведёт себя социально неприемлемо. Скорее, это тот, кто во всём слушает только одного себя. Его вера в собственные представления об окружающем мире непоколебима. Он чрезмерно полагается на свои чувства и мысли о происходящем. Он всегда знает, как будет лучше и для него самого, и для всех, кто встречается ему на пути. А потому обо всём, с чем он сталкивается, у него есть готовое мнение. Хорошо лишь то, что вписывается в его картину мира. Всё, что с ней расходится, — это плохо. Именно такое восприятие жизни нередко наполняет душу недовольством и раздражением. Ведь мир вокруг нас не желает подчиняться нашим правилам. То, как развиваются события, очень часто не вписывается в наш сценарий. А люди раз за разом продолжают обманывать наши ожидания. Грешник — это тот, кто не может принять эту спонтанность жизни с миром в душе. Вместо этого он злится ещё больше и ещё сильнее продолжает гнуть свою линию.
Поэтому и называет апостол Павел таких людей «сынами противления» и «чадами гнева». В них постоянно что-то бурлит, постоянно живёт тревога. Если не на уровне действий и слов, то на уровне мыслей и ощущений. Именно эта непрекращающаяся вражда против всех делает «сынов противления» в итоге мёртвыми. Они становятся излишне подозрительными, обидчивыми, а порой чувствуют себя обманутыми и преданными. Они постоянно или жалуются, или сплетничают, или спорят, или сражаются за свою правду. Кроме своих эмоций и мыслей, такие люди ничего вокруг себя не видят. Даже если они социально активны и всегда на виду, они погружаются в одиночество. Закрываются от окружающих, от мира и от Бога. Находиться с такими рядом очень тяжело.
Может показаться, что люди религиозные застрахованы от этого состояния. Однако, как ни странно, болеть этим недугом могут и те, кто прямо называет или считает себя верующим человеком. Он может посещать Церковь, принимать участие в церковных обрядах и даже молиться. Однако в нём будет жить желание устраивать свою жизнь так, как он сам считает нужным.
Интересную иллюстрацию этого состояния находим у одного из древних подвижников, преподобного Нила Синайского. «Много раз, — пишет он, — во время молитвы я просил, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно вынуждая волю Божию, а не Богу отдавая Самому устроить лучше то, что Он считает лучшим для меня. Но получив просимое, я бывал потом в великой скорби, и именно за то, что не просил, — да будет лучше по воле Божией; ибо результат моей молитвы оказывался для меня не таким, как я думал». И это говорит великий подвижник. Даже он порой переживал эти состояния сопротивления Богу и жизни. Что говорить о нас. Мы проваливаемся в них намного чаще. А потому и постоянно страдаем.
Сегодня апостол Павел предлагает выход, указывая на Христа. По его словам, Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Другими словами, нам необходимо покоряться не своим желаниям и мыслям, а приучать себя покоряться Христу. Когда что-то идёт вразрез с нашими представлениями, учиться отдавать свой страх и свой гнев Богу. С молитвой Спасителю позволять жизни развиваться так, как она развивается. Разрешать событиям идти своим чередом. И самым ярким признаком того, что мы делаем успехи на этом пути, является наше отношение к ближним. Люди не должны спотыкаться о нас. Они не должны в нашем присутствии съёживаться, словно в ожидании удара едкой шуткой, язвительным уколом или очередным нравоучением. С нами должны быть легко. Нас должно стать мало. И пусть нас не тревожит страх, что мы исчезнем совсем, а мир и наши родные пропадут без нашего назидания. Ведь то место, откуда уходит наша больная самость, мгновенно наполняет Божественная благодать, которая всегда и всё устраивает лучшим образом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер