
Фото: Andrey Olesko / Unsplash
В тысяча восемьсот одиннадцатом году вышла повесть «Ундина» немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке. Думается, что эту повесть желательно прочитать всем, особенно тем, кто состоит в браке или собирается в него вступить. Повесть наталкивает на размышления о созидательной и разрушительной силе слова.
Расскажу вкратце сюжет. Ундина, дочь морского царя, сможет обрести бессмертную душу, только если сочетается браком с человеком. Выйдя замуж за рыцаря Хильдебранда, Ундина получает душу.
Новобрачные безмятежно счастливы, но Ундина предупреждает мужа: ей грозит опасность. Сородичи Ундины гневаются на неё за то, что она покинула их. Они мечтают вернуть её домой, но это случится, только если муж разгневается на Ундину. Только гневное слово сможет открыть портал зла.
«Бесы бессильны, они сильны лишь нашей слабостью» — так говорил протоиерей Валентин Свенцицкий, проповедник и богослов двадцатого столетия.
Но вернёмся к повести «Ундина». Однажды, во время путешествия по реке, рыцарь, забывшись, разражается гневными словами в адрес своей жены. Ундина навсегда возвращается в водный мир. Важно отметить: трагедия происходит на воде. Вода — зыбкая, изменчивая стихия. Испокон веков жизнь сравнивали с морем. Сколько тревог, сколько опасностей! И самые опасные, оказывается, вовсе не те, что грозят извне, а те, что таятся внутри и вырываются наружу, чаще всего, через слово.
Пимен Великий, подвижник пятого столетия, говорил, что хранение языка, бережное отношение к слову — это то, с чего начинается духовная жизнь. И чем закрывается, добавим мы, портал зла.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли какая-то молитва или какое-то церковное правило, которое быстрее всего может приблизить нас к Богу и наполнить нашу душу Его благодатью? Может быть это какой-то обряд или ритуал, о котором мы ещё не слышали и не знаем? Прямой ответ на этот вопрос находим в том отрывке из послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить ту конкретную историческую ситуацию, в которой оказалась христианская Церковь во времена апостола Павла. Её первые участники были неоднородны по своей национальности. Кто-то, как апостолы, были по происхождению евреями, кто-то принадлежал к одному из тех народов, которые входили в состав Римской империи. Первые по своей вере в прошлом были иудеями. Вторые до принятия Евангелия были язычниками.
Обратившиеся в христианство из иудаизма по инерции продолжали думать, что всякий ученик Христа должен продолжать соблюдать закон Моисеев. Принимать обрезание, соблюдать субботу, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, совершать ритуальные омовения. Если человек не делает этого, то он оскверняет себя и его христианство под большим вопросом. Вряд ли Бог спасает его. А потому таких следует сторониться. Они не подлинные христиане. Они нарушители закона и грешники. Не потому, что они нарушили нравственные принципы или вели аморальный образ жизни. А потому что они не соблюдали иудейский ритуал. Такой образ мысли грозил молодой Церкви расколом, а тем, кто его проповедовал, искажениями в духовной жизни. По этому поводу и написаны прозвучавшие сегодня слова апостола Павла.
По его словам, «делами закона не оправдается никакая плоть». На собственном опыте апостол убедился в том, что, если человек думает, что его спасёт тщательное исполнение ритуальных предписаний, он неизбежно окажется в очень мрачном духовном тупике. В своё время сам, будучи фарисеем, Павел пытался дотошно исполнить весь закон. Однако эти попытки не принесли ему душевного мира, который он пытался с помощью закона найти. Долгое время Павел страдал от ожесточения сердца и отчуждения. Был нетерпим к людям, вплоть до того, что преследовал инакомыслящих и предавал их смерти. Поэтому и говорит он сегодня, что спасает не закон, а благодать. А она даётся человеку лишь тогда, когда он начинает во всех своих делах полагаться на Бога. То есть идёт тем путём, которым прошёл Сам Господь. Это путь любви, милости и прощения. Это путь служения людям.
Стараться исполнять букву церковного устава — это безусловно важная вещь. Однако во главу угла своей религиозной жизни, по совету апостола, мы должны ставить другое. Как своим современникам, так и всем нам, он напоминает, что на первом месте должно быть исполнение именно нравственных заповедей Евангелия. Все наши силы должны уходить на то, чтобы ради Христа служить тем, кто рядом с нами. Стараться быть полезным своим ближним. Как друзьям, так и недругам. Это требует терпения, внутренней работы и мужества. Ведь нередко приходится совершать поступки, которым противится наш эгоизм. Переступать через свой страх и ложный стыд. Открываться и пытаться быть искренними там, где мы не привыкли. Быть честным перед самим собой. Видеть, какие мотивы управляют нашими мыслями, словами и действиями. Порой отказываться от того, к чему привык и чего очень хочется. Принимать тех людей, от которых раньше хотели скрыться. И почаще задавать себе вопрос, а чего хочет Бог, как бы Он поступил на моём месте в этой конкретной ситуации. Павел сравнивает движение по этому пути с распятием и медленной смертью. Ведь наше больное самолюбие будет неизбежно страдать. Однако лишь в ответ на эти усилия в нашем сердце оживает источник благодати и рождается живая вера. Или, как говорит сегодня сам апостол, мы начинаем жить для Бога, а внутри нас поселяется Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь школьникам из сёл и малых городов в подготовке к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы

Фонд «Путёвка в жизнь» предоставляет школьникам из регионов возможность бесплатно подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗы на бюджет. Фонд поддерживает талантливых ребят из семей, где есть финансовые трудности. В основном проект ориентирован на тех, кто интересуется естественными науками или техническим направлением. Но среди подопечных встречаются и те, кто выбрал гуманитарные науки.
Например, София Журавлёва. Она выросла в небольшом селе в Свердловской области. Сегодня, благодаря программе фонда, девушка учится в Москве, в одном из главных ВУЗов столицы — МГУ, на факультете зарубежной филологии.
Со школьных времён Софии нравится изучать литературу. Именно с ней девушка хотела связать свою жизнь и будущую профессию. После 11 класса она планировала сдавать экзамен по выбранному направлению. София стремилась написать работу максимально хорошо. Поэтому готовиться к ЕГЭ начала заранее, с 9 класса. Сначала занималась сама, а потом узнала от знакомых о благотворительном фонде «Путёвка в жизнь» и программе бесплатной подготовки к экзаменам — «Поддержи таланты». «Я подала заявку на участие и прошла отбор. Но это было не так просто, поскольку я гуманитарий, — рассказывает София. — Фонд очень мне помог, оплатил подготовительные курсы. И когда после экзамена по литературе я увидела свою оценку — 100 баллов, просто не могла поверить своим глазам», — делится радостью студентка.
Программа «Поддержи таланты» от фонда «Путёвка в жизнь» — это реальная помощь ребятам из сёл и малых городов России, у которых есть способности и желание учиться, но не хватает для этого ресурсов. Сейчас фонд принимает заявки на участие в программе на 2026 год. Узнайте больше обо всех возможностях на сайте «Путёвка в жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«16-е воскресенье по Пятидесятнице». Протоиерей Максим Первозванский

Прот. Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольских (Гал.2:16-20), (2Кор.6:1-10)
и Евангельских (Мк.8:34-9:1), (Мф.25:14-30) чтений в шестнадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, обретения мощей святителя Димитрия Ростовского.
Все выпуски программы Седмица