В отношении прошлого важно помнить не только удачи, но и ошибки. Это чрезвычайно важно. Ведь память о поражениях способна обезопасить от новых обидных промахов. Именно в таком смысловом контексте следует понимать содержание псалма 105-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 105.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Своё.
9 Грозно рёк морю Чермному, и оно иссохло; и провёл их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвёл суд, — и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие своё.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твоё, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
Автор прозвучавшего псалма, к сожалению, не известен. Правда, обидно, что мы не знаем имени человека, составившего такое пронзительное и честное произведение. Существует версия, что псалом 105-й был сочинен в условиях Вавилонского плена — насильственной депортации древних евреев в Междуречье, регион между реками Тигр и Евфрат, в шестом веке до Рождества Христова. И безымянный автор псалма оказался как раз среди этих вынужденных переселенцев.
Какую же цель ставит перед собой псалмопевец? Какой цели он хочет добиться, довольно подробно рассказывая историю Исхода — освобождения евреев из еще одного плена — египетского. Дело в том, что со временем события Исхода приобрели в иудейской среде какой-то легендарный, очищенный от всякого негатива характер. Ветхозаветные евреи старались помнить только лучшее, самое светлое. Но автор псалма настаивает на ином. А именно — перечисляет все случаи неверности и предательства Бога, которые случились во время перехода по Синайской пустыне.
Вот только некоторые из упоминаний. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». Еще одно: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего». И оказывается, что не всё так было хорошо и гладко в прошлом. И нет у народа еврейского никаких оснований мыслить себя с позиций совершенства веры и благочестия.
Зачем же псалмопевец начал бередить раны прошлого? Чего он хотел тем самым достичь? Его целью было призвать современников к покаянию. Вавилонский плен случился не на пустом месте, а стал результатом богоотступничества. Ветхозаветные евреи забыли Бога истинного, стали поклоняться идолам. И пришло вразумление. Страшное, даже катастрофическое. Иерусалим разрушили, храм разграбили, оставив на его месте развалины. Ковчег завета — главная святыня — была утрачена.
Но автор псалма всё же вспоминает не только плохое. Он говорит и о милости Божией. Указывает, что, несмотря на все ошибки и промахи, Бог не отвернулся от Своего народа. Каждый раз Он откликался на покаянную молитву людей, давал исцеление и утешение. Потому и в условиях Вавилонского плена можно надеяться на избавление от Бога. Но для этого необходимо смириться — признать ошибки, постараться их исправить. В тот момент древним евреям это удалось. Они смогли пережить время вынужденного пребывания на чужбине, сохранили веру, отказались от идолопоклонства. А потому вернулись на родину, восстановили храм, поблагодарив Бога за избавление.
Урок, который был дан народу израильскому, пусть послужит и нам на пользу. Нежелание видеть ошибок прошлого может дорого обойтись в настоящем и будущем. Потому не будем поддаваться гордости, но станем просить у Бога трезвомыслия и сил, чтобы жить по правде Божией и хранить Его заповеди. Только в этом случае можно рассчитывать на мирное и благословлённое Богом время.
Псалом 105. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 105. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О личности и творчестве Даниила Мордовцева

Сегодня 19 декабря. В этот день в 1830 году родился русский писатель, историк и публицист Даниил Мордовцев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе
Сегодня 19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвёртом веке.
О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема











