
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Совместимы ли деньги и духовность? Всякая ли благотворительность полезна для нашей духовной жизни? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 8-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Из посланий Павла мы знаем, что его советы и наставления могли касаться совершенно разных сторон жизни. Даже тех, которые в нашем обыденном понимании не имеют прямого отношения к духовной сфере. Вот и в только что прозвучавшем отрывке он касается финансовых вопросов. Дело в том, что древние общины находились на полном самообеспечении. А деньги были нужны. И для того, чтобы организовывать богослужебные трапезы, и для того, чтобы хоть как-то поддерживать тех, кто отдавал всё своё время и силы на организацию и поддержание церковного быта, и, конечно же, на благотворительность. Многие первые христиане были из социальных низов. И община считала своим долгом заботится о них.
Однако не все общины могли себе это позволить. Достаток был неравномерный. Некоторые братства находились в очень бедственном положении. В частности, дорогая сердцу Павла община в Иерусалиме. Поэтому в письмах апостола нередко встречаются упоминания о необходимости жертвовать. Да, апостол просит денежной поддержки для иерусалимских христиан у тех церквей, материальное положение которых было значительно лучше.
Итак, Павел не видел ничего зазорного в том, чтобы касаться вопроса денег. Мы знаем, что сам он не зависел от них. Не раз в своих посланиях он делает акцент на своей финансовой самодостаточности. Он отказывается жить на полном иждивении верующих. Хотя люди с радостью отдали бы ему и последнее. Он добывал себе на хлеб обычным ремеслом. Павел шил палатки. Однако для него существовали те сферы, где деньги самым тесным образом переплетались с духовной жизнью. Они превращались в мощный инструмент, который можно было использовать на благо другим и себе.
В жизни святых православной Церкви мы видим схожий опыт. Так, например, в руках святого праведного Иоанна Кронштадтского оказывались огромные суммы денег. Однако они там не задерживались. Господь сразу же посылал к нему нуждающихся, и святой находил, как использовать эти деньги по назначению. Праведный Иоанн был бессребреником. А потому деньги у него были всегда. Но никогда они им не владели.
Для благотворительности недостаточно просто иметь финансовую возможность и желание. Для того, чтобы жертвовать так, как апостол Павел и праведный Иоанн, с таким же внутреннем настроем, необходимо начинать с элементарного. Если человек сделал работу, мы обязаны ему немедленно заплатить. Помнить, что трудящийся достоин пропитания. Если нам назначили цену, не стоит её сбивать хитрыми манипуляциями. Если на нас висит долг, следует его вернуть, хотя бы малыми частями. Пусть это и займёт у нас года. Не следует беспечно висеть на шее у окружающих, которые готовы нас содержать, потому что зависят от нас эмоционально. Одним словом, нам необходимо приучать себя всегда честно платить по счетам. Есть здесь и обратная сторона. Мы вправе требовать тех денег, которые заработали. А это порой бывает ещё сложнее, чем не быть иждивенцем. Ведь очень непросто бывает спокойно потребовать то, что тебе причитается, у человека, от решения которого зависит твоя судьба и перемены настроения которого ты боишься, как огня. Но и здесь нам необходимо учиться быть честными.
Кому-то может показаться, что это очень обыденно. Однако именно подобное поведение на регулярной основе требует от нас огромной внутренней дисциплины. А потому именно эти ежедневные, незначительные действия свидетельствуют о нашей духовной самодостаточности, независимости и зрелости. И то, что многим приносит горе, а некоторыми считается даже источником зла, для нас превращается в ещё один способ привлечь к себе благодать и благословение Божие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер