
Апостол Павел
Рим., 119 зач., XV, 30-33.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, приходящий в Церковь и осознающий, что от него, как от христианина, ожидается активная деятельная позиция, порой оказывается в очень непростой ситуации. Он может быть беден, болен или как-то иначе ограничен в своей деятельности, в связи с чем не видит никакой возможности участия в жизни Церкви. Но действительно ли бывают ситуации, в которых человек может опустить руки и признать, что как христианин он совершенно бессилен и бесполезен? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Как-то на автобусной остановке я слышал разговор двух женщин. Одна рассказывала другой, что сил работать у неё больше нет и она думает уходить на пенсию. На что вторая ответила ей, что работать действительно пора прекращать, наконец стоит подумать о Боге. Диалог этот на самом деле довольно характерен и выдаёт представление о Церкви как о собрании пожилых и практически беспомощных людей, которые в поисках утешения и не имея сил ни на что другое, идут в храм. Естественно, приходя с таким настроем, человек обычно не рассчитывает ни на какое активное поведение в Церкви, он ищет утешения и поддержки, но не собственного участия в жизни прихода. Тем более, что ему кажется, что у него есть легальное основание от этого участия отказаться, ведь на активную церковную жизнь у него не остаётся ни сил, ни здоровья. Конечно, образ общины, который мы встречаем в посланиях апостольских, совершенно отличен от подобного стереотипа. Среди христиан, к которым обращается апостол, есть люди самого разного возраста, пола, социального положения, достатка и здоровья. И самое главное, что каждый из них так или иначе активно участвует в жизни Церкви. У них разные силы, разные финансовые возможности, это всё понятно... Но кое в чем они едины. Речь о возможности молиться.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сегодня услышали, на первый взгляд очень короткий и простой. Павел просит римских христиан молиться вместе с ним Богу, чтобы Тот избавил его от врагов, мешающих проповеди. Но посмотрим на этот текст со стороны и задумаемся ещё раз о том, что он нам говорит. Один из самых известных и активных миссионеров, один из двух первоверховных апостолов Христовых, святой Павел просит простых римских христиан, чтобы они молились о нём и молились вместе с ним. Он просит их во Имя Иисуса Христа, то есть ради их единства в теле Христовом, ради подражания Божией любви, которая была явлена в лице Спасителя и была дарована ученикам как дар Святого Духа. И мы, читающие этот текст через две тысячи лет, просто не можем себе представить, чтобы они на эту просьбу апостола не ответили. Мы знаем, что в общинах были разные люди, но вместе с тем понимаем, что в них не было тех, кто не мог молиться. Живя в разных местах, они осознавали себя частями одного тела и в качестве общего дела, которое могло распространяться на всех, на близких и дальних, больных и здоровых, видели молитву друг о друге.
Стереотипный образ Церкви, о котором я сказал в начале, на самом деле очень устарел. Сегодня многие общины наполнены активными и искренними людьми, которые служат друг другу самыми разными дарами. В то же время есть немало тех, кто думает, что не имея физических сил или средств, они уже ничего не могут приложить к общей церковной жизни и очень от этого печалятся. На самом деле, печалиться об этом не стоит, потому что пока мы живы, у нас всегда есть возможность пребывать в молитве, обращаясь к Богу с прошениями о ближних и дальних, о верующих и даже неверующих, о своей стране и обо всём мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий верующий человек старается соблюдать заповеди. Однако обычно он и не задумывается, почему именно это делает. А ведь подходы к нравственной жизни могут быть очень разными. Христианский ответ на вопрос, почему именно человеку важно соблюдать заповеди, прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Ни для кого не секрет, что многие люди выстраивают отношения с окружающими и в том числе со своими детьми по модели, которую можно было бы назвать рыночной. Они так и говорят «если исполнишь моё поручение, тебе можно будет пойти гулять», «если не послушаешь меня, не получишь вкусного». Эти фразы кажутся для многих нормальными и невинными, но в итоге, если они не являются редкими педагогическими приёмами, а становятся законом жизни, мировоззрение ребёнка и подростка оказывается искажённым, и во взрослой жизни его ждут большие трудности. Конечно, взрослые работают и получают зарплату, но жизнь так не строится, и если искать в ней только рыночную логику, счастливым не станешь. Недавно один молодой человек спросил меня: «Почему Бог сотворил людей, если точно знал, что они его не послушаются?» И я ответил, что Он хотел поделиться с ними бытием и любовью. Реакция моего собеседника меня удивила, ведь он спросил: «Но за что же их было любить?». Пришлось рассказывать ему о том, что настоящая любовь не бывает за что-то. Он не стал спорить, но для него это было очень необычно. Подобный подход настолько чужд современному миру, в котором всё как будто бы покупается и продаётся, что и сам Бог воспринимается как Тот, Кто покупает у человека доброе поведение обещаниями награды.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел размышляет о том, каким образом и на каком основании Бог оправдывает людей. Современные люди слово «оправдание» обычно понимают либо как объяснение человеком своего поступка, либо как решение суда, в котором обвиняемый признаётся невиновным. Очевидно, что первый вариант не подходит, потому что, по апостолу, оправдывает человека Бог, а второй, потому что внешнее декларативное заявление никак не меняет человеческого состояния. Если он виновен, то виновен, если праведен, то праведен. Из Писания мы знаем, что все люди несут в себе последствия первородного повреждения, смертность, тленность и страстность как зависимость и подчинённость от мира. Однако в том же Писании мы читаем, что Бог обратился к Аврааму и призвал его к завету с Собой. Но чем заслужил это Авраам? Был ли он праведником? Очевидно, что как человек совершенно праведным не был. И всё же Бог позвал его, и Авраам доверился Ему. В его жизни случались минуты сомнений и кризисов, и всё же из этих испытаний он выходил, сохранив доверие Творцу. Что же им двигало? Доверие к Богу. Почему же он стал исполнять волю Божию? Чтобы нечто заслужить? Нет. Но потому что уже верил, что Бог Его любит и хотел этой любви хоть сколько-нибудь соответствовать. Позже его потомков Бог вывел из Египта. За что? Не за что, а для чего. Чтобы освободить их из рабства. Он вывел их и предложил им договор, и они доверились. Однако получив закон, со временем решили, что он спасает и сам по себе. Подобную позицию апостол называет ошибочной. Евреи ничем не заслужили спасения, Бог вывел их по Своей любви, и отвечая на эту любовь, они были призваны соблюдать закон. Именно поэтому оправдание с христианской точки зрения — это не декларация о праведности, не просто присвоение её виновному, но восстановление нашей способности к праведной жизни, которое мы получаем, доверившись Христу. Именно поэтому наше доверие и ответная любовь к Тому, Кто возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками, — лучшие основания для нравственной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











