Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наташа, здравствуй! Хорошо, что зашла! Проходи, пожалуйста. Я недавно перестановку сделала — ты, кажется, ещё не видела.
— Ой, Маргарита Константиновна, как хорошо стало, просторно! И новые репродукции на стенах появились. Вот этой картины здесь точно раньше не было.
— Да, Наташенька, я её буквально на днях приобрела. Замечательный пейзаж, правда ведь?
— Красивый, атмосферный! Башня из крупных, почти необтёсанных камней — наверное, древняя. Рядом виднеется уголок белокаменного храма. И сочная, зелёная трава. А как называется картина, и кто её написал?
— Работа нашего современника — народного художника Олега Аркадьевича Еремеева. Он написал полотно в 2008 году. Называется оно «Порхов. Никольская башня». Картина находится в экспозиции Петербургского Научно-исследовательского музея Академии Художеств.
— О, так это работа современного мастера! А я, признаться, решила, что автор — кто-нибудь из знаменитых пейзажистов 19-го века. Чувствуется свойственная той эпохе лиричность и вдохновенность...
— Ты тоже заметила, Наташенька?! Да, недаром искусствоведы называют Олега Еремеева продолжателем традиций золотого века русской живописи, каким было 19-е столетие. Действительно, в своих полотнах живописец объединил классические художественные приёмы и собственную творческую индивидуальность.
— Художник изобразил на картине Порхов — это Псковская область, кажется?
— Да, верно, Псковщина. Порхов — древний город. Его основал в 13 веке святой благоверный князь Александр Невский. Крепость обороняла Новгородскую республику от врагов. Тогда крепостные строения ещё были деревянными. Каменные стены с четырьмя башнями появились на их месте в 1387 году.
— На картине как раз изображена одна из этих башен, да?
— Да, художник написал Никольскую башню Порховской крепости. Она сохранилась до наших дней лучше остальных.
— На картине видно, что башню венчает купол с высоким шпилем и крестом. Очень похоже на колокольню!
— А это и есть колокольня. Правда, она была надстроена над древним основанием уже в 19-м веке. Звонница собирала верующих на Богослужения в Никольский храм, расположенный рядом с башней. Ты его сразу увидела на картине.
— Да, на полотне его белокаменные стены контрастируют и одновременно гармонируют с зеленью травы и пасмурно-бледным небом. Мимо храма идёт монах, и его чёрные одежды ярко выделяются на фоне снежной белизны церкви.
— Храм на картине виден нам не полностью, художник изобразил только его апсиду — выступ алтарной части. Но всё равно угадывается традиционная древнерусская архитектура — строгая и прекрасная.
— Наверное, живописец любил это место, раз так потрясающе сумел передать его атмосферу на своём полотне.
— О да, Олег Аркадьевич любил Псковщину всей душой. Он даже купил там небольшой дом, хотя сам — из Петербурга. Мне посчастливилось бывать на его выставках в разных городах. И всегда, выступая перед зрителями, художник в этой своей любви признавался. Говорил, что Псковская область с её древними храмами всегда вдохновляет его на творчество.
— А меня картина Олега Еремеева вдохновила на поездку в Порхов. Я ведь там никогда не была. Маргарита Константиновна, может, съездим как-нибудь вместе?
— С радостью, Наташа! Я тоже с удовольствием взгляну на древнюю Никольскую башню, которую с такой любовью изобразил на своей картине художник Олег Еремеев.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Всякий ли высокий и благородный душевный порыв безопасен для нашей духовной жизни? Следует ли отдаваться без остатка светлым проявлениям своей души? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 14-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Эпоха древней Церкви — это эпоха экстраординарных духовных дарований. Дух Божий, Который сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, действовал в церковных общинах явным образом. Помимо многочисленных чудес, связанных с исцелением больных, изгнанием бесов, воскрешением мёртвых, были широко распространены говорение на иностранных языках, дар пророчества, способность истолковывать тайные откровения от Бога. Всё это Господь дал Своим ученикам для того, чтобы и они сами крепко утвердились в истинности веры во Христа, а также для того, чтобы окружающие люди, иудеи и язычники, убедились в истинности евангельского учения.
Данное обстоятельство вносило в церковную жизнь элемент искренности и спонтанности. Однако у людей не всегда хватало опыта и рассудительности, чтобы использовать полученные от Бога дары осознанно, то есть уместно, в нужный момент. Так, во время собрания несколько человек в порыве вдохновения могли внезапно начать пророчествовать или говорить на незнакомых окружающим языках. Подобные всплески мало кому приносили пользу. И подчас на богослужениях воцарялся хаос.
Поэтому апостол Павел и даёт коринфским христианам те рекомендации, которые мы сегодня услышали. Он не ограничивает духовную свободу верующих. Но напоминает, что всё должно быть благопристойно и чинно. А для этого необходимо помнить об одном простом правиле. Неосознанное излияние даже самых высоких чувств в ненужный момент может нанести ущерб. И в этом же послании апостол Павел приводит яркий пример: мало того, что твои ближние не получают от твоих неконтролируемых духовных порывов никакого назидания, но и те, кто пришёл на собрание впервые, могут подумать, что это беснование, которым и так наполнен языческий мир и за спасением от которого они и пришли в Церковь.
Эпоха экстраординарных дарований ушла. Но это не означает, что Святой Дух покинул Церковь. В жизни христиан Он продолжает действовать. Он может побуждать на те или иные действия каждого из нас. Порой нас могут переполнять высокие, светлые, благородные чувства. Так, например, мы внезапно можем понять, что должны привести к вере неверующих родственников или друзей, или отстоять истинность своей веры, или другим каким образом облагодетельствовать своих близких. Всё это замечательные порывы души. Но не потому ли нередко мы терпим фиаско, что забываем рекомендацию апостола Павла? Ведь действовать мы должны не только искренне и спонтанно, но и что самое главное — осознанно. Почаще задавать себе вопрос: насколько уместно то, что я говорю и делаю. Не принесёт ли это вреда? Послужит ли это на пользу моим ближним и мне в долгосрочной перспективе? Ведь часто ущерб окружающим и себе мы наносим именно потому, что бросаемся воплощать в жизнь благие намерения без всякого рассуждения. Поэтому так важно научиться не спешить, но действовать во всех своих делах так, как учит сегодня апостол Павел, благопристойно и чинно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем жителям Донецкой области завершить восстановление храма

Небольшой вагончик, оборудованный под храм и освящённый во имя святого Николая Чудотворца. Именно там молились жители села Новогнатовка Донецкой народной республики. А рядом с временным храмом на протяжении 10 лет понемногу возводили большую каменную церковь. Строили своими силами и завершить работы средств не хватало. Так и оставались прихожане в малом храме, пока 3 года назад в него не попал снаряд. В одночасье верующие люди лишились места, где можно соборно молиться и причащаться, находить утешение и поддержку. Однако испытания их не сломили. И во главе с настоятелем — священником Николаем Ильчуком — прихожане занялись возрождением разрушенного Никольского храма, который располагался в вагончике. На помощь им откликнулись и наши солдаты, тоже находившие там духовную поддержку.
Совместными усилиями удалось совершить благое дело. Помещение было отстроено вновь, и сегодня там регулярно проходят богослужения. Только в храме не хватает икон (прежние пострадали при обстреле), а ещё ему необходима крепкая и надёжной кровля, которая не протекает. За помощью в сборе средств на покупку икон и качественных стройматериалов отец Николай обратился в благотворительный фонд «Архангела Михаила». Его команда открыла сбор для Никольского храма, что в селе Новогнатовка Донецкой области, и вы можете его поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Примеры христианской любви. Митр. Антоний Сурожский, о. Игорь Мальцев». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел об определении Любви, которое дает апостол Павел, о людях, которые смогли показать такую любовь своей жизнью, в частности о митрополите Антонии Сурожском и протоиерее Игоре Мальцеве. Кроме того, наш гость рассказал удивительную историю женщины, переехавшей в Россию и оказавшейся в сложной ситуации, без жилья с больной дочкой на руках, но при этом не озлобившейся и сохранившей доверие Богу.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных «Гимну любви» апостола Павла и людям, явившим пример такой любви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена разговору о любви, как Божьем даре человеку;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена архимандриту Иоанну (Крестьянкину);
Третья беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена архимандриту Павелу (Груздеву) и протоиерею Александру Егорову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер