Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наташа, здравствуй! Хорошо, что зашла! Проходи, пожалуйста. Я недавно перестановку сделала — ты, кажется, ещё не видела.
— Ой, Маргарита Константиновна, как хорошо стало, просторно! И новые репродукции на стенах появились. Вот этой картины здесь точно раньше не было.
— Да, Наташенька, я её буквально на днях приобрела. Замечательный пейзаж, правда ведь?
— Красивый, атмосферный! Башня из крупных, почти необтёсанных камней — наверное, древняя. Рядом виднеется уголок белокаменного храма. И сочная, зелёная трава. А как называется картина, и кто её написал?
— Работа нашего современника — народного художника Олега Аркадьевича Еремеева. Он написал полотно в 2008 году. Называется оно «Порхов. Никольская башня». Картина находится в экспозиции Петербургского Научно-исследовательского музея Академии Художеств.
— О, так это работа современного мастера! А я, признаться, решила, что автор — кто-нибудь из знаменитых пейзажистов 19-го века. Чувствуется свойственная той эпохе лиричность и вдохновенность...
— Ты тоже заметила, Наташенька?! Да, недаром искусствоведы называют Олега Еремеева продолжателем традиций золотого века русской живописи, каким было 19-е столетие. Действительно, в своих полотнах живописец объединил классические художественные приёмы и собственную творческую индивидуальность.
— Художник изобразил на картине Порхов — это Псковская область, кажется?
— Да, верно, Псковщина. Порхов — древний город. Его основал в 13 веке святой благоверный князь Александр Невский. Крепость обороняла Новгородскую республику от врагов. Тогда крепостные строения ещё были деревянными. Каменные стены с четырьмя башнями появились на их месте в 1387 году.
— На картине как раз изображена одна из этих башен, да?
— Да, художник написал Никольскую башню Порховской крепости. Она сохранилась до наших дней лучше остальных.
— На картине видно, что башню венчает купол с высоким шпилем и крестом. Очень похоже на колокольню!
— А это и есть колокольня. Правда, она была надстроена над древним основанием уже в 19-м веке. Звонница собирала верующих на Богослужения в Никольский храм, расположенный рядом с башней. Ты его сразу увидела на картине.
— Да, на полотне его белокаменные стены контрастируют и одновременно гармонируют с зеленью травы и пасмурно-бледным небом. Мимо храма идёт монах, и его чёрные одежды ярко выделяются на фоне снежной белизны церкви.
— Храм на картине виден нам не полностью, художник изобразил только его апсиду — выступ алтарной части. Но всё равно угадывается традиционная древнерусская архитектура — строгая и прекрасная.
— Наверное, живописец любил это место, раз так потрясающе сумел передать его атмосферу на своём полотне.
— О да, Олег Аркадьевич любил Псковщину всей душой. Он даже купил там небольшой дом, хотя сам — из Петербурга. Мне посчастливилось бывать на его выставках в разных городах. И всегда, выступая перед зрителями, художник в этой своей любви признавался. Говорил, что Псковская область с её древними храмами всегда вдохновляет его на творчество.
— А меня картина Олега Еремеева вдохновила на поездку в Порхов. Я ведь там никогда не была. Маргарита Константиновна, может, съездим как-нибудь вместе?
— С радостью, Наташа! Я тоже с удовольствием взгляну на древнюю Никольскую башню, которую с такой любовью изобразил на своей картине художник Олег Еремеев.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
3 октября. О ненависти фарисеев ко Христу

В 4-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его».
О ненависти фарисеев ко Христу — игумен Назарий (Рыпин).
Слова Христа воспринимаются жителями Капернаума так агрессивно по одной простой причине: потому что Христос обличает их, обличает не только их самих, а вообще иудейский род.
Как раз перед этим, в контексте Евангелия, Он говорит о том, что много было вдов в Израиле во дни Илии пророка, и ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую, то есть к язычнице, по сути. И много было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана-сириянина, тоже язычника.
И, услышав всё это, в синагоге исполнились ярости и вышли вон, чтобы низринуть Его с горы, на которой был построен город Капернаум. Справедливо Христос обличал их лицемерие, обличал их нежелание покориться истине, и именно поэтому эта ярость иудеев была нескрываема уже. Порой они скрывали это лицемерно, изображая из себя праведников, а тут она была настолько сильна, что они даже не смогли сдержать своего гнева, чтобы сбросить Его с утёса горы, на которой стоял город.
Но в силу того, что время Христа Спасителя для Его страдания ещё не пришло, поэтому Он прошёл сквозь толпу, удалившись для того, чтобы продолжать Своё служение и приготовлять Себя к Своему крестному страданию, к Своей искупительной жертве.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 октября. Об Истине во Христе

В 4-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова о Христе: «Вы слышали о Нём и в Нём научились, — так как истина во Иисусе».
Об Истине во Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Знания, получаемые человеком из окружающего мира, относительны. Это связано с ограниченностью человеческой природы, небольшим набором органов чувств. Научные знания, как показывает история, тоже постоянно меняются. Иногда мы называем что-то правдой, но тут же добавляем слова известной поговорки: «Правда у каждого своя».
А что же тогда считать истиной, то есть правдой в её абсолютном значении, которую бы приняли все без исключения? Оказывается, истина — это не список достоверных фактов, не тайное знание гностиков, а личность. О Себе Самом, как об абсолютной истине, заявил Господь наш Иисус Христос. Он так и сказал: «Я есмь истина».
То, что истина связана с Богом, неоднократно утверждает апостол Иоанн Богослов. Своё Евангелие он открывает так: «Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Бог есть истина. Он есть и хранитель истины.
Христос призывает нас быть с Ним, чтобы наше знание было объективным. И говорит: «Если пребудете в Слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Все выпуски программы Актуальная тема
3 октября. О творчестве Сергея Есенина

Сегодня 3 октября. В этот день в 1895 году родился поэт Сергей Есенин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Сколько бы ни было совершено жизненных ошибок, дар остаётся даром. Мы ценим в наших поэтах как раз не личностный план их бытия, но то, что они умели души прекрасные порывы облекать в чудесные произведения, вчитываясь в которые, будь то поэма «Анна Снегина» или письмо деду, или лирические посвящения матери, «Ты жива ещё, моя старушка, жив и я, привет тебе, привет». Находим для себя нечто неприходящее, то, что соответствует нашим глубинным переживаниям.
Есенин в этом отношении — настоящий русский христианский поэт, несмотря на его многие трагические ошибки, приведшие к столь драматичному завершению судьбы.
Интересно, что Есенин одно время был даже запрещён у нас в Советской России. Но сегодня без томика лирических стихотворений Сергея Есенина трудно представить себе молодого литератора или образованную барышню, изучающую гуманитарные дисциплины.
Более того, многие стихотворения этого поэта мы помним наизусть со школьных лет, и в конечном счёте они отражают трагический разлом, который свершился в России на рубеже двух столетий. И мы верим в этого поэта со страдальческой душою милости Божией, будучи благодарны его матери за то, что она подарила жизнь этого певца русской природы.
Все выпуски программы Актуальная тема