Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Какая у вас кошечка милая в переноске. На прививку её принесли к ветеринару?
— Точно, на прививку. А у тебя золотая рыбка в банке. Что с ней?
— Да, у неё стала темнеть чешуя — я принесла её на осмотр. Жаль крошку. Мне её мама подарила. А знаете, как это случилось? Мы с мамой однажды пошли в музей изобразительных искусств (не помню, как он точно называется) и там я увидела картину с очень-очень красивыми рыбками в банке. Они мне так понравились, что я упросила маму купить аквариум с рыбками.
— И я, кажется, догадываюсь, какая картина так тебя вдохновила. Сейчас я найду её в телефоне... Вы с мамой, наверное, были в музее изобразительных искусств имени Пушкина, точнее в одном из его отделов — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков. Вот, посмотри, пожалуйста, эта та самая картина?
— Да! Точно! Как вы догадались? На ней изображён небольшой аквариум, в котором плавают четыре рыбки ярко-красного цвета. А вокруг аквариума — много-много зелёных растений! И цвета на картине такие сочные, жизнерадостные!
— Это картина французского художника Анри Матисса. Она называется «Красные рыбы (или Золотые рыбки)». Написана в 1912 году. Яркие цвета — это отличительная черта полотен Матисса. Он применял насыщенные оттенки, которые не всегда соответствовали действительности. Но часто создавали ощущение радости, тепла и уюта.
— Да, именно это мне и понравилось в его работе. А ещё меня привлекли линии — будто какой-то ребёнок рисовал. Вам не кажется?
— Такое ощущение возникает из-за отсутствия мелких деталей. Художник стремился к максимальному упрощению форм. Все предметы изображал крупными мазками, простыми очертаниями, без обозначения света и тени. А ещё во многих его работах необычная перспектива. Ты, наверное, знаешь, что такое перспектива в живописи?
— Конечно! Нам ещё в четвёртом классе рассказывала учительница рисования. Это способ изображения объемных предметов на бумаге.
— Да, точнее, на плоскости. Ведь рисовать можно на разных материалах. Так вот, перспектива на картине Анри Матисса «Красные рыбы (Золотые рыбки)» действительно своеобразная. Возникает ощущение, что мы смотрим на изображение сразу с двух точек. И поэтому видим рыбок и через переднюю стенку аквариума, и одновременно — сверху, через поверхность воды — где очертания рыбок обозначены яркими мазками.
— И столик, на котором стоит аквариум — тоже изображён под неправильным углом. Но почему-то, несмотря на все эти странности, картина гармоничная. И от неё невозможно отвести взгляд.
— В этом кроется загадка творчества Анри Матисса. Художник нарушает законы перспективы, предельно упрощает линии, буквально делает их примитивными...
— Но изображение всё равно выглядит так хорошо и естественно...
— Это можно объяснить лишь тем, что Анри Матисс несомненно обладал Божиим даром замечательного художника с тонким чувством гармонии формы и цвета. Вот смотри: он использует сочетание цветов невообразимое для его предшественников. Оттенки огненно-красного и ярко-зелёного, которые обычно «не дружат», если поместить их рядом. Но художник умело добавляет к ним золотистые, сиреневые, жемчужные тона — и изображение приобретает гармонию.
— Матисса, наверное, вдохновили рыбки?
— Да, художника очень интересовала тема рыбок. Он изображал их довольно часто. Потому что видел в этом радость созерцания живых Божиих созданий. А ещё рыба — это символ христианской веры.
— Интересно, я никогда об этом не слышала...
— Да. Дело в том, что по-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». И первые христиане придумали использовать это слово как аббревиатуру, в которой первая буква И обозначает «Иисус», буква Х (ха) — «Христос». Буква Т (тэ) расшифровывается как «тэу», то есть «Божий». Следующая буква И — означает греческое слово «йос», то есть «сын». И последняя буква С (эс) обозначает слово «сотир», то есть спаситель. Получается, Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
— Так вот оно что! Ихтис! А я ведь где-то слышала это слово. Ах, да, конечно. Профессия ихтиолог — специалист по рыбам.
— Верно. Слово «ихтиолог» как раз произошло от греческого «ихтис» — рыба.
— А моя золотая ихтис — посмотрите, какая красавица! Чешуйка к чешуйке, красивые яркие плавники...
— И смотреть на неё так же радостно, как на картину Анри Матисса «Красные рыбы (Золотые рыбки)» из коллекции музея изобразительных искусств имени Пушкина.
— Вы так хорошо разбираетесь в живописи... А где вы работаете?
— В Третьяковской галерее. Я искусствовед.
— А я вот, наверное, стану ихтиологом. Рыбок очень люблю.
— Надеюсь, врач не обнаружит у твоей питомицы ничего серьёзного.
— А вашей кошечке я желаю легко и спокойно перенести прививку.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Всякий ли высокий и благородный душевный порыв безопасен для нашей духовной жизни? Следует ли отдаваться без остатка светлым проявлениям своей души? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 14-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Эпоха древней Церкви — это эпоха экстраординарных духовных дарований. Дух Божий, Который сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, действовал в церковных общинах явным образом. Помимо многочисленных чудес, связанных с исцелением больных, изгнанием бесов, воскрешением мёртвых, были широко распространены говорение на иностранных языках, дар пророчества, способность истолковывать тайные откровения от Бога. Всё это Господь дал Своим ученикам для того, чтобы и они сами крепко утвердились в истинности веры во Христа, а также для того, чтобы окружающие люди, иудеи и язычники, убедились в истинности евангельского учения.
Данное обстоятельство вносило в церковную жизнь элемент искренности и спонтанности. Однако у людей не всегда хватало опыта и рассудительности, чтобы использовать полученные от Бога дары осознанно, то есть уместно, в нужный момент. Так, во время собрания несколько человек в порыве вдохновения могли внезапно начать пророчествовать или говорить на незнакомых окружающим языках. Подобные всплески мало кому приносили пользу. И подчас на богослужениях воцарялся хаос.
Поэтому апостол Павел и даёт коринфским христианам те рекомендации, которые мы сегодня услышали. Он не ограничивает духовную свободу верующих. Но напоминает, что всё должно быть благопристойно и чинно. А для этого необходимо помнить об одном простом правиле. Неосознанное излияние даже самых высоких чувств в ненужный момент может нанести ущерб. И в этом же послании апостол Павел приводит яркий пример: мало того, что твои ближние не получают от твоих неконтролируемых духовных порывов никакого назидания, но и те, кто пришёл на собрание впервые, могут подумать, что это беснование, которым и так наполнен языческий мир и за спасением от которого они и пришли в Церковь.
Эпоха экстраординарных дарований ушла. Но это не означает, что Святой Дух покинул Церковь. В жизни христиан Он продолжает действовать. Он может побуждать на те или иные действия каждого из нас. Порой нас могут переполнять высокие, светлые, благородные чувства. Так, например, мы внезапно можем понять, что должны привести к вере неверующих родственников или друзей, или отстоять истинность своей веры, или другим каким образом облагодетельствовать своих близких. Всё это замечательные порывы души. Но не потому ли нередко мы терпим фиаско, что забываем рекомендацию апостола Павла? Ведь действовать мы должны не только искренне и спонтанно, но и что самое главное — осознанно. Почаще задавать себе вопрос: насколько уместно то, что я говорю и делаю. Не принесёт ли это вреда? Послужит ли это на пользу моим ближним и мне в долгосрочной перспективе? Ведь часто ущерб окружающим и себе мы наносим именно потому, что бросаемся воплощать в жизнь благие намерения без всякого рассуждения. Поэтому так важно научиться не спешить, но действовать во всех своих делах так, как учит сегодня апостол Павел, благопристойно и чинно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем жителям Донецкой области завершить восстановление храма

Небольшой вагончик, оборудованный под храм и освящённый во имя святого Николая Чудотворца. Именно там молились жители села Новогнатовка Донецкой народной республики. А рядом с временным храмом на протяжении 10 лет понемногу возводили большую каменную церковь. Строили своими силами и завершить работы средств не хватало. Так и оставались прихожане в малом храме, пока 3 года назад в него не попал снаряд. В одночасье верующие люди лишились места, где можно соборно молиться и причащаться, находить утешение и поддержку. Однако испытания их не сломили. И во главе с настоятелем — священником Николаем Ильчуком — прихожане занялись возрождением разрушенного Никольского храма, который располагался в вагончике. На помощь им откликнулись и наши солдаты, тоже находившие там духовную поддержку.
Совместными усилиями удалось совершить благое дело. Помещение было отстроено вновь, и сегодня там регулярно проходят богослужения. Только в храме не хватает икон (прежние пострадали при обстреле), а ещё ему необходима крепкая и надёжной кровля, которая не протекает. За помощью в сборе средств на покупку икон и качественных стройматериалов отец Николай обратился в благотворительный фонд «Архангела Михаила». Его команда открыла сбор для Никольского храма, что в селе Новогнатовка Донецкой области, и вы можете его поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Примеры христианской любви. Митр. Антоний Сурожский, о. Игорь Мальцев». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел об определении Любви, которое дает апостол Павел, о людях, которые смогли показать такую любовь своей жизнью, в частности о митрополите Антонии Сурожском и протоиерее Игоре Мальцеве. Кроме того, наш гость рассказал удивительную историю женщины, переехавшей в Россию и оказавшейся в сложной ситуации, без жилья с больной дочкой на руках, но при этом не озлобившейся и сохранившей доверие Богу.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных «Гимну любви» апостола Павла и людям, явившим пример такой любви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена разговору о любви, как Божьем даре человеку;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена архимандриту Иоанну (Крестьянкину);
Третья беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена архимандриту Павелу (Груздеву) и протоиерею Александру Егорову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер