
1 Кор., 152 зач., XII, 12-26.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Низкая самооценка — это выражение часто мелькает в заголовках блогов и разного рода интернет-каналов, которые посвящены вопросам психологии, личностного роста и саморазвития. И спрос на такой контент довольно высок. Ведь ощущение того, что меня проигнорировали, не оценили по достоинству, не обратили на меня внимания, может сопровождать нас не только в профессиональной деятельности, в общении с коллегами, но и в быту, в общении с родными, близкими, да и просто случайно встречными людьми. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 12-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где было бы тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
Община коринфских христиан, к которой обращается сегодня апостол Павел, переживает непростые времена. Можно сказать, что она вступила в подростковый период своего развития. Протест и сопротивление — вот те слова, которые характеризуют настроения верующих Коринфа. Люди делились на партии, спорили, доказывали друг другу свою правоту. Каждый считал верной лишь свою точку зрения и не хотел идти на уступки оппонентам. Каждый ощущал себя недооцененным и ущемлённым в своих правах.
Пытаясь образумить смутьянов, апостол Павел предлагает им порассуждать о том, как работает человеческое тело. Оно состоит из многих органов. И всё с ним в порядке лишь в том случае, если каждый из этих органов выполняет отведённую ему природой функцию. Тогда наше тело здорово, оно работает, как часы. Подобно телу, церковное сообщество — это живой организм. Каждый человек — та или иная часть этого организма. Каждый призван к тому, чтобы выполнять свою задачу. Эта задачу каждому определил Бог, соразмерно его способностям и талантам. Всё, что требуется от человека, — сосредоточиться на этой работе, не претендуя на роль других органов, не отрицая их значимости, но взаимодействуя с ними в гармоничном союзе.
Логику апостола можно перенести на нашу жизнь. Мои проблемы начинаются тогда, когда я не вижу, кто я есть по своей природе. Когда я перестаю ощущать, кто есть я по замыслу Бога. Какое место Он отвёл мне в этой жизни и какую работу я должен выполнять во имя общего благополучия. Вот тогда я и начинаю всё замыкать на себе. Во всех ситуациях я пытаюсь играть главную скрипку. Беру на себя те роли, которые я не должен исполнять, и ожидаю от людей того, что они не могут мне дать. Естественно, мои ожидания практически никогда не оправдываются. Я разочаровываюсь в себе, я разочаровываюсь в людях, которые порой ведут себя так, словно меня и моих желаний не существует. Я злюсь, раздражаясь, страдаю. Я ощущаю себя никчёмным и обманутым. Ведь мои представления о жизни на пробу оказываются пустыми фантазиями.
Вывод может показаться парадоксальным, но наша низкая самооценка связана именно с нашим непомерно раздутым эго. Мы не ощущаем ту меру, которую определил нам Бог. Однако именно этот вывод подсказывает и путь решение проблемы. Страдать от низкой самооценки перестаёт тот, кто увидел, что о нём замыслил Господь и к чему Он его призывает.
Сегодня апостол Павел напоминает нам, что у каждого из нас есть высокое предназначение. Оно заключается в простой истине: человек — это служебное существо. Наше главное призвание в том, чтобы исполнять волю Бога путём служения своим ближним. Усердная работа на этом поприще помогает мне найти себя. Тогда я с удивлением обнаруживаю, что перестаю страдать от недостатка внимания. Меня всё меньше волнует, что обо мне подумают окружающие. Но при этом всё больше занимает то, что я могу сделать для них. Я всегда при деле. Я востребован. Меня наполняет ощущение того, что я состоялся, я наполнен. Я занимаю своё место в этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 августа. О Церкви Христовой, через которую мы связаны со Христом

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
О Церкви Христовой, через которую мы связаны со Христом — священник Алексей Дудин.
Все мы связаны со Христом через Его Церковь. Есть такая поговорка: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
Разрыв с Церковью — это великое зло, это великое несчастье, потому что, когда человек разрывает свои отношения с Церковью, свои отношения с Богом, он отрывается от источника благодати, от источника жизни, от источника радости, от источника истинного созидания.
И для того чтобы преодолеть это, человеку необходимо вновь соединиться со Святой Апостольской Церковью. Это соединение происходит в Таинстве Исповеди, и именно священник имеет от Бога благодать вновь соединить человека с Его единой, истинной, животворящей Церковью.
Человек снова становится частью Тела Христова, вновь обретает Бога как своего любящего Отца, это единство восстанавливается, и именно вот эту связь, которую имели право устанавливать апостолы, вязать и решать на этой земле, именно эту связь мы воспеваем сегодня, и именно за неё благодарим Бога, давшего нам возможность вновь вернуться в лоно Его родной Церкви, нашей родной христианской семьи.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 августа. О значении слов из Послания апостола Павла к коринфянам

В 12-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны».
О значении этих аллегорических слов апостола — протоиерей Максим Первозванский.
Мы все нужны друг другу, и не только члены церкви. Нет никого ненужного для Господа, и нет никого ненужного в этом мире из людей.
Вообще, на самом деле, эти слова апостола Павла относятся к тому, чтобы мы не слишком превозносились, думая, что вот именно мы являемся центром вселенной.
Вот представьте себе, что не случайно апостол Павел уподобляет нас буквально физическому телу человека. Вот ты такой глаз, весь из себя смотришь и понимаешь: «Вот я закрываю глаз, ага, иначе человек больше ничего не увидит, я главный». И действительно, ведь 75 % чувств, эмоций, информации человек получает через зрение, и глаз такой: «Я главный». Вот, а потом нога заболела, и этот глаз пойти никуда не может, и становится плохо.
Апостол Павел напоминает нам, что нет у Господа неважных людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 августа. О почитании Праведного Феодора Ушакова на Тамбовской земле

Сегодня 5 августа. День памяти Праведного воина Феодора Ушакова.
О его почитании на Тамбовской земле — протоиерей Виктор Лисюнин.
Праведный воин Фёдор Ушаков является для Тамбовской земли особым святым: он входит в собор Тамбовских святых. Дворяне Ушаковы имели отношение к Тамбовской земле. И после своего героического служения флотоводец адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков жил на территории Тамбовской губернии. И конечно, занимался благотворительностью, учил сельских детей в своей усадьбе.
И по преданиям, по историческим сведениям, когда разразилась война 1812 года, Тамбовское дворянство избрало именно Фёдора Фёдоровича Ушакова возглавить ополчение. Но к тому моменту Фёдор Фёдорович Ушаков, конечно, уже был пожилым человеком, и он не смог принять участие в Отечественной войне 1812 года.
Фёдор Фёдорович Ушаков — благочестивый человек. Он благословил и молился за победу в Отечественной войне. И, конечно, Фёдор Фёдорович Ушаков за его благочестие был удостоен этого особого чина — стать святым, праведным воином.
Канонизация Фёдора Фёдорович Ушакова проходила в наши времена. И один из как раз тех, кто участвовал в канонизации, был архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.
Для нас очень важно, что Фёдор Фёдорович Ушаков присутствует в городе Тамбове своими честными мощами. По инициативе владыки Феодосия ковчег с частицей мощей был привезён и торжественно встречен на реке Цне.
Все выпуски программы Актуальная тема