Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться

Апостол Павел

1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Дух Святой — третье лицо Святой Троицы. Как Его называет Христос в Евангелии — Утешитель. Какова же Его роль в жизни Церкви и отдельного христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Глава 12.

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

4 Дары различны, но Дух один и тот же;

5 и служения различны, а Господь один и тот же;

6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Эпоха раннего христианства известна как эпоха гонений на Церковь. Язычники, враждебно настроенные по отношению к ученикам Христа, преследовали их и, поймав, ставили перед тяжким выбором. Верующие должны были либо проклясть Спасителя, либо умереть. Об этом красочно свидетельствуют жития древнехристианских мучеников.

Даже сам Павел, который в прошлом был ярым гонителем Церкви Христовой, вспоминает о том, как участвовал в преследованиях христиан и заставлял их отречься от Спасителя. В своей проповеди Евангелия иудейскому царю Агриппе он рассказывает: «по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса». Иными словами, будучи гонителем, Павел склонял их произнести анафему на Христа. Такая практика была широко распространена в то время. Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел и обращается к этой злободневной теме.

Он напоминает, что из уст христианина анафема на Иисуса может прозвучать только в случае, если по каким-то причинам Дух Божий отступит от него и он окажется предоставлен сам себе. И, напротив, признать Иисуса Богом, невзирая даже на угрозу для своей жизни, можно только в том случае, если тебя вдохновляет и подкрепляет Дух Святой.

Также апостол намекает: тот, кто лишён Духа Святого, находится в состояние помрачения ума. Он словно лишён собственной воли. Поэтому и говорит он: «когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». То есть жизнь без благодатной поддержки Духа — это в каком-то смысле насилие над человеческой природой. Ведь человек, сам того не ведая, сопротивляется жизни, людям, Богу, он противится сам себе.

И, напротив, когда Утешитель посещает нас, к нам приходит ясность ума и чувств. У нас появляется способность делать осмысленный выбор. Мы начинаем прекрасно осознавать своё внутреннее состояние, мотивы своих поступков и видим каждое движение своей души. Нам становится противна всякая ложь. Мы перестаём бороться с людьми, враждовать с собой и сопротивляться истине. Другими словами, мы признаём в Иисусе Господа. Мы начинаем жить так, как заповедовал Господь в Своём Евангелии.

Так апостол подчеркивает ту ключевую роль, которую играет Дух Святой как в церковной жизни, так и в духовной жизни каждого отдельного верующего. Всё то действительно доброе, что мы совершаем, делается лишь благодаря Его благодатному воздействию. Поэтому и говорят Отцы Церкви о том, что цель жизни христианина — это стяжание, то есть приобретение Духа Святого. Вся церковная дисциплина с её аскетическими практиками, с её богослужениями и таинствами, с понуждением себя к регулярному исполнению евангельских заповедей — всё это ради того, чтобы каждое мгновение быть готовым к принятию Духа Божия. Он просвещает наш ум, нашу душу, нашу волю. Он даёт нам мир и покой. Он всё в нашей жизни расставляет по своим местам.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем