В тысяча девятьсот семьдесят пятом году известный израильский археолог и учёный-палеограф Нахман Авигад, прогуливаясь по Восточному Иерусалиму, заглянул в маленький антикварный магазинчик. В одной из витрин его внимание привлек небольшой, и, на первый взгляд, невзрачный, круглый кусочек глины. Учёного заинтересовали выдавленные на нём надписи на древнееврейском языке. Получив возможность подробнее изучить выставленный на продажу артефакт, Авигад установил, что это –глиняная печать, какими в древности закреплялись свитки, а её возраст относится как минимум к шестому веку до нашей эры!
Комментарий эксперта:
В Библейские времена папирусы обычно сворачивали в свитки, перевязывали верёвкой, и закрепляли глиняной печатью, часто - с личной подписью составителя или писца. Однако эти надписи позволяют определять возраст подобных находок лишь предположительно. Особенность древнееврейской письменности такова, что она постоянно изменялась, эволюционировала под влиянием множества факторов, а значит, точно определить возраст находки только по характеру письма довольно сложно. В этих случаях возраст обычно устанавливают с помощью метода сравнения. Не письменные артефакты того же периода, к которому, по мнению археологов, может относиться находка, и сам найденный предмет, сравнительно анализируют по ряду косвенных параметров. Это трудоёмкий процесс, однако, он позволяет получить данные очень высокой степени достоверности!
Установив довольно точно возраст печати, Нахман Авигад приступил к расшифровке надписей. Результат ошеломил учёного: на печати было написано: «принадлежит Варуху бен Нирии, - то есть, сыну Нирии, - писцу». За ответом на вопрос, кто же он, этот древний владелец печати, далеко ходить не пришлось. Оказалось, что его имя неоднократно упоминается в Библии!
Комментарий эксперта:
В четвёртом стихе тридцать шестой главы книги пророка Иеремии говорится: «Иеремия призвал Варуха, сына Нирии, и Варух под диктовку Иеремии записал в свиток все слова Господа, которые Господь говорил Иеремии». Однако, согласно Библейскому тексту, Варух был не просто писарем пророка. Он разделил с Иеремией многие страдания и несправедливость, и был рядом, когда во время бегства в Египет иудеи силой увели за собой пророка, открыто не одобрявшего этот шаг и предостерегавшего от него остальных.
Спустя сорок лет поле обнародования сенсационной находки Нахмана Авигада, появилась информация о том, что в одной из частных коллекций Лондона хранится похожая глиняная печать с начертанием имени Варуха бен Нирии. Эксперты подтвердили её подлинность, и возник резонный вопрос, какая же из этих печатей всё-таки настоящая? Выяснилось: обе!
Комментарий эксперта:
Тридцать шестая глава книги Пророка Иеремии даёт исчерпывающий ответ на вопрос, откуда взялась вторая подлинная печать Варуха. Писец публично зачитывал всё, записанное им за Иеремией, в Иерусалимском храме. Пророчества пришлись по вкусу далеко не всем, а когда их содержание дошло до царя, он приказал принести ему свиток и собственноручно сжёг его. То, что произошло дальше, Книга пророка Иеремии описывает так: «И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский. И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов».
Печать из Лондонской коллекции отлично сохранилась. Более того, на ней отчётливо виден… отпечаток пальца! И хотя идентифицировать его, по понятным причинам, никогда уже не удастся, археологи не отвергают версию о том, что он вполне может принадлежать Варуху бен Нирии – спутнику и верному другу великого Библейского пророка Иеремии.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема