
Возможно, вам уже приходилось слышать эти слова из 110-го псалма, который читается сегодня в храмах за богослужением: «Начало премудрости страхъ Господень, разумъ же благъ всѣмъ творящымъ и» (Пс.110:10)«. Это на церковнославянском языке. А сейчас давайте послушаем на русском, а потом вернёмся к поистине загадочному слову — точнее, букве «и» — в конце приведённого отрывка.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
Загадочное «и» в фразе на церковнославянском: «ра́зумъ же бла́гъ всѣ́мъ творя́щымъ и́» — это местоимение 3‑го лица единственного числа. По‑русски «его». В современном русском переводе здесь стоит вот что: «разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».
Вот почему важно обращать внимание не только на каждое слово, но и рассматривать его в контексте других языков — особенно древних. Обращение к масоретскому — древнееврейскому тексту — сразу снимает эту, по сути, ложную отсылку к страху: речь здесь не о «творении» страха, а о творении того, что было упомянуто, раскрыто и даже превознесено на предыдущих строчках — а именно «заповедей Божиих».
И вот какая в итоге получается интересная логика: начало премудрости — именно начало, не середина и не конец! — благоговейный трепет, или «мистический ужас» перед непостижимостью, святостью и величием Бога. Это — начальная, отправная точка. Бессмысленно начинать духовное движение «сверху вниз», из положения высокомерия и надменности: ничего не получится! Только смиренное признание Бога — Господом, простое, безусловное, со всеми вытекающими последствиями — может положить фундамент для «премудрости».
А вот дальнейшее движение уже зависит не от «градуса страха», а от верности исполнения заповедей. Страх — сдерживает, ограничивает, в крайних проявлениях — парализует. А вот делание, напротив, вдохновляет, подталкивает, укрепляет. Завершить мне хочется цитатой из блаженного Августина: «Разум — это хорошо. Кто возражает? Но понимать, а не делать, опасно».
Псалом 110. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 110. (Церковно-славянский перевод)
4 августа. О духовных соблазнах

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам».
О духовных соблазнах — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь речь идёт не о бытовых соблазнах, которые так или иначе, конечно, возникают у нас, но о тех больших соблазнах, которые позволяют выявить искусных, которые дают венцы мужественным последователям и верным Христу. Вот об этих соблазнах здесь прежде всего идёт речь.
И не случайно Христос говорит: «Горе миру от соблазнов», потому что эти соблазны будут губить очень-очень многих. Это те соблазны, которые осознанно создаются определённой группой людей для того, чтобы бороться с Богом, по сути, и уловлять тех, кто не утверждён в вере, не утверждён в добродетели.
«Но надобно прийти им», — говорит Христос, именно потому что благодаря этим соблазнам выявляются верные, мужественные и искусные. И конечно же, если мы живём во Христе, то этот соблазн, хоть и приходит, но он помогает нам держаться за Бога, не забывать о Нём, чтобы противостоять этому соблазну.
Не случайно старец Амвросий говорил о праведном Лоте, что пока он был в Содоме, он был праведным, а когда вышел из Содома, то пал с дочерьми, потому что, видимо, душа, очевидно, его расслабилась в этом уже спокойном состоянии.
А касаемо соблазнителей, Священное Писание говорит нам, что их место будет в Огненном озере, но не нам их судить — это уже дело Божие и Его право как Судьи судить живых и мёртвых.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О смысле Божьего наказания

В 11-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
О смысле Божьего наказания — священник Стахий Колотвин.
Бог абсолютно един, и нет никакого противоречия, которое может нам, людям, разделённым грехом, казаться, что — как же может быть любящий Отец — всепрощающий и справедливый судья?
И в том, и в другом проявлении Господь показывает нам максимальную заботу. И поэтому, когда Он нас сейчас судит, когда не откладывается суд над нами до момента Страшного суда, то, как апостол Павел говорит, а преподобный Ефрем Сирин размышляет, это в нашу пользу, потому что мы имеем возможность исправиться.
Если ты не исправился сейчас, то на Страшном суде уже поздно. Господь говорит — не знает тебя. А если Господь тебя знает, если Господь видит, что ты хочешь Его узнать, то Он обязательно даст тебе возможность в этой земной жизни: и первую, и вторую, и, может, 131-ю возможность исправиться.
Но порой, увы, мы настолько грешны, настолько любим себя, настолько погрязли в своих заблуждениях и не хотим исправляться, что Господу приходится нас наказывать.
Но, как сказано ещё в Ветхом Завете: «И наказание Твое исправи мя в конец, и наказание Твое томя научи». Это наказание — не кара какая-то, «наказ» — это некоторое наставление, это некоторые указания, это подсказка, как выбраться.
Вот, можно сказать, Господь нам указывает, как сделать следующий шаг, именно нам — личная такая консультация от Творца неба и земли, чтобы приблизиться к Нему, приблизиться к райской вечной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О мировоззрении Сергея Трубецкого

Сегодня 4 августа. В этот день в 1862 году родился русский религиозный философ и общественный деятель князь Сергей Трубецкой.
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Труд Сергея Трубецкого говорит о том, что христианство — поистине богооткровенная универсальная религия. И только в устремлении ума и сердца человеческих ко Христу душа человеческая обретает истинное ведение и истинное знание о сущем.
Отрицая Христа, Бога, Слово, человек погружается де-факто, по необходимости, в абсолютный мрак фантазий, произвольных построений и представлений о мире и о человеке, чем и грешит.
Оторванный от христианских корней немецкий идеализм, Сергей Николаевич Трубецкой — религиозный православный мыслитель. Ректор Московского университета резко был против студенческих волнений, инициированных в начале XX века либеральной публикой. Провожали его в путь всея земли сотни и тысячи людей.
А мы с вами призваны изучать наследие русских религиозных философов, чтобы и самим не попадаться в сети материализма и прочих «-измов», цель которых одна — украсть у человека истинное богопознание и любовь к Спасителю Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема