
В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь».
О слезах покаяния — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Слёзы бывают разными. Есть слёзы радости и сожаления, слёзы утраты и боли, а есть слёзы покаяния. В Священном Писании слёзы в основном связаны с покаянием. А покаяние — это явление правды Божьей, признание себя виноватым в нарушении заповедей и стремление измениться в лучшую сторону.
Так, в Ветхом Завете мы знаем случай, когда заболел царь Езекия. К нему пришёл пророк Исаия и сказал: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь». Царь стал молиться. Библия открывает нам момент покаяния царя следующими словами: «И заплакал Езекия сильно».
Исаия ещё не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдёшь в дом Господень».
Мы видим, как важно покаяние и искренние слёзы сердца. После искреннего покаяния всегда бывает прощение от Господа. А прощение возвращает детей в радость родителям. Поэтому и сказал Христос: «Блаженны плачущие ныне, ибо восмеётесь».
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема