В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер заявил, что разгадал тайну Вифлеемской звезды. Той самой, что возвестила волхвам о рождении Мессии и привела их к яслям Иисуса. И до, и после Кеплера астрономы пытались понять, что за явление наблюдали на небе волхвы. Но никто так и не высказал более убедительной версии. Что же открыл немецкий ученый?
Комментарий эксперта:
17 декабря 1603 года произошло так называемое «слияние планет» - Юпитера и Сатурна. Слиянием или соединением планет астрономы называют такое их расположение на небе, когда наблюдателю с Земли они кажутся одним космическим телом, проще говоря, большой яркой звездой. Наблюдая за этим редким и красочным космическим явлением, Кеплер заинтересовался, случалось ли такое ранее. Астроном произвел расчеты и обнаружил, что слияние двух планет-гигантов действительно имело место и прежде. И время этого события приблизительно совпадает со временем появления Вифлеемской звезды.
В год рождения Христа Юпитер и Сатурн соединились на небе в созвездии Рыб и показались волхвам одной звездой. Согласно древнееврейским традициям, которые могли быть известны волхвам, «считалось, что соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах является предвестием прихода Мессии». Сочтя это знамением рождения мессии, восточные мудрецы отправились в путь, чтобы поклониться Новорождённому и принести Ему свои дары. И звезда указывала им дорогу. Так говорится в Евангелии. Каким образом звезда могла указать дрогу? Среди астрономов нет единого мнения по этому вопросу. Возможно, появление Вифлеемской звезды сопровождалось зодиакальным светом - слабым свечением, имеющим форму конуса. Своей вершиной этот конус и указывал путь волхвам.
Со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, стало восприниматься исключительно с точки зрения истории астрономии. Однако в 1923 году немецкие ученые, расшифровывавшие вавилонские клинописные документы, обнаружили там упоминание о слиянии планет в начале нашей эры. В записях Астрологической школы древнего Вавилона, а мы помним, что Волхвы были с Востока и, возможно, из Вавилона, говорилось о том, что Юпитер и Сатурн находились неподалеку друг от друга на протяжении долгого времени. Это открытие вновь пробудило интерес ученого мира к теории Кеплера. Ее решили проверить уже с современных позиций. И математические расчеты подтвердили: в первые годы первого века от Рождества Христова Юпитер и Сатурн действительно образовали соединение.
Современный астроном, помощник директора обсерватории в графстве Чешир Тим О'Брайан говорит, что подобное слияние планет представляет собой очень захватывающее зрелище. "После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы обгонять их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе, - объясняет О'Брайан. - Соединение планет такого типа происходит примерно раз в 900 лет, так что две тысячи лет назад астрономы должны были воспринять это как знак от Бога, что произошло нечто чрезвычайно важное".
Комментарий эксперта:
Теория Кеплера не является неоспоримой. И все-таки большинство современных астрономов с ней согласны. Не противоречит она и историческим фактам. Древние волхвы были мудрецами, учеными людьми. Они наблюдали за движением небесных тел и придавали большое значение всему, что видели на небосклоне.
Однако как бы мы ни пытались объяснить феномен Вифлеемской звезды, смысл этого события для нас никак не меняется. И тот же Иоганн Кеплер прекрасно это понимал. Посвятив много времени и сил разгадке Вифлеемской звезды, он не забыл сопроводить свои выводы следующим весьма важным замечанием: «Библия говорит с людьми тем языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема