В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер заявил, что разгадал тайну Вифлеемской звезды. Той самой, что возвестила волхвам о рождении Мессии и привела их к яслям Иисуса. И до, и после Кеплера астрономы пытались понять, что за явление наблюдали на небе волхвы. Но никто так и не высказал более убедительной версии. Что же открыл немецкий ученый?
Комментарий эксперта:
17 декабря 1603 года произошло так называемое «слияние планет» - Юпитера и Сатурна. Слиянием или соединением планет астрономы называют такое их расположение на небе, когда наблюдателю с Земли они кажутся одним космическим телом, проще говоря, большой яркой звездой. Наблюдая за этим редким и красочным космическим явлением, Кеплер заинтересовался, случалось ли такое ранее. Астроном произвел расчеты и обнаружил, что слияние двух планет-гигантов действительно имело место и прежде. И время этого события приблизительно совпадает со временем появления Вифлеемской звезды.
В год рождения Христа Юпитер и Сатурн соединились на небе в созвездии Рыб и показались волхвам одной звездой. Согласно древнееврейским традициям, которые могли быть известны волхвам, «считалось, что соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах является предвестием прихода Мессии». Сочтя это знамением рождения мессии, восточные мудрецы отправились в путь, чтобы поклониться Новорождённому и принести Ему свои дары. И звезда указывала им дорогу. Так говорится в Евангелии. Каким образом звезда могла указать дрогу? Среди астрономов нет единого мнения по этому вопросу. Возможно, появление Вифлеемской звезды сопровождалось зодиакальным светом - слабым свечением, имеющим форму конуса. Своей вершиной этот конус и указывал путь волхвам.
Со временем открытие Кеплера было забыто, а точнее, стало восприниматься исключительно с точки зрения истории астрономии. Однако в 1923 году немецкие ученые, расшифровывавшие вавилонские клинописные документы, обнаружили там упоминание о слиянии планет в начале нашей эры. В записях Астрологической школы древнего Вавилона, а мы помним, что Волхвы были с Востока и, возможно, из Вавилона, говорилось о том, что Юпитер и Сатурн находились неподалеку друг от друга на протяжении долгого времени. Это открытие вновь пробудило интерес ученого мира к теории Кеплера. Ее решили проверить уже с современных позиций. И математические расчеты подтвердили: в первые годы первого века от Рождества Христова Юпитер и Сатурн действительно образовали соединение.
Современный астроном, помощник директора обсерватории в графстве Чешир Тим О'Брайан говорит, что подобное слияние планет представляет собой очень захватывающее зрелище. "После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы обгонять их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе, - объясняет О'Брайан. - Соединение планет такого типа происходит примерно раз в 900 лет, так что две тысячи лет назад астрономы должны были воспринять это как знак от Бога, что произошло нечто чрезвычайно важное".
Комментарий эксперта:
Теория Кеплера не является неоспоримой. И все-таки большинство современных астрономов с ней согласны. Не противоречит она и историческим фактам. Древние волхвы были мудрецами, учеными людьми. Они наблюдали за движением небесных тел и придавали большое значение всему, что видели на небосклоне.
Однако как бы мы ни пытались объяснить феномен Вифлеемской звезды, смысл этого события для нас никак не меняется. И тот же Иоганн Кеплер прекрасно это понимал. Посвятив много времени и сил разгадке Вифлеемской звезды, он не забыл сопроводить свои выводы следующим весьма важным замечанием: «Библия говорит с людьми тем языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема