
Апостол Павел
1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вы интересовались крестьянским бытом, то, наверное, знаете, насколько важную роль в избе играла печь. То, что внутри печи всегда старались сохранить хотя бы небольшой живой уголёк — чтобы проще было заново растопить печь — очень хороший образ для понимания смысла отрывка из 7-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который и читается сегодня за богослужением.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Коринф I в. — это порт, где языческие браки заключались перед храмами Афродиты или Посейдона; в таких семьях один из супругов волне мог неожиданно услышать проповедь апостола Павла на аго́ре и принять крещение. В ситуации брака, где одна из сторон — христианская, а другая — языческая, неизбежно возникало определенное напряжение. Ценностные платформы начинали разъезжаться — и возникала дилемма: а не является ли сохранение такого брака предательством своей веры, отступлением от христианства? Апостол, отталкивая от этой проблемы, предлагает смотреть на святость не как на некую магическую «причастность» к чему-то особенному, а как на «область благодатного притяжения», подобную запаху фимиама, который пронизывает всё помещение. Истинная вера излучает особый, ни с чем не сравнимый, аромат, который с течением времени неизбежно вытеснит всё зловоние идолослужения и неверия.
Перед нами — совершенно новая модель семьи, непривычная для языческого сознания. В её основе лежит «уголёк веры» — который может быть малозаметным — так же, как в глубине русской печи оставленный на ночь. Но он несёт в себе Божественный огонь — и при первой возможности вспыхнет мощным пламенем. Для апостола Павла христианство — несомненный огонь, а язычество — это не какой-то иной вид огня, а прах, пепел, зола — поджечь который уже невозможно. Его надо вымести напрочь — и положить свежих, хороших дров — которыми — если продолжить нашу метафору — и будут дети, родившиеся в таком смешанном браке.
Обращу внимание вот ещё на какую деталь: для тлеющего угля совершенно безразлично, много ли, мало ли вокруг пепла и золы — или вообще нет. Точно также для верующей души не имеет значения качество веры или неверия супруга: гораздо важнее другое — на самом ли деле огонёк христианской веры достаточно горяч?
Вот об этом и следовало бы всем нам поразмышлять — особенно в ситуации смешанных браков: кто на самом деле — горит, а кто — стремительно затухает?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 июля. О значении обнаружения руин библейского города Гаваон

Сегодня 24 июля. В этот день в 1960 году возле Иерусалима были найдены руины библейского города Гаваон.
О значении события — протоиерей Максим Горожанкин.
Нахождение библейского города Гаваона очень важно для библеистики и в миссионерских целях, безусловно, потому что порой люди неверующие, скептически настроенные по отношению к религии, говорят, что всё, что в Библии написано, — это выдумки.
И вот были найдены остатки города Гаваона, а это город очень важный. Очень важный для Ветхого Завета. Завоёванный при Иисусе Навине, этот город стал знаковым в жизни царя и пророка Давида и его сына Соломона.
Именно в этом городе Соломон во сне попросит у Бога самого главного, что может просить человек. Он попросит мудрости и получит её.
И на протяжении всего Ветхого Завета Гаваон будет играть важную роль во взаимоотношениях людей и во взаимоотношениях людей с Богом в том числе.
Поэтому пристальное и внимательное наше отношение и к библейской истории, и к библейской археологии может являться для нас также доказательством бытия Божия и доказательством истинности всего того, что изложено в Священном Писании.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июля. О личности второго русского царя из династии Романовых

Сегодня 24 июля. В этот день в 1645 году взошёл на престол Алексей Михайлович «Тишайший».
О личности второго русского царя из династии Романовых — протоиерей Михаил Самохин.
Для человека светского личность царя Алексея Михайловича находится в тени его собственного сына, императора Петра I. Для человека церковного она затмевается его современником, другом, а потом противником, патриархом Никоном.
Однако, несмотря на имя Тишайший, данное ему историками, этот государь вовсе не был безвольным или пассивным правителем. Он созвал Земский собор и принял Соборное уложение, ставшее сводом законодательства того времени, завоевал Смоленск, Киев и часть Украины восточнее Днепра, пережил Соляной бунт и восстание Степана Разина.
Помолимся о мягком и сердечном государе, которого очень любили подданные при его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июля. Об истории Петропавловского собора

Сегодня 24 июля. В этот день в 1733 году в Санкт-Петербурге прошло торжественное освящение Петропавловского собора.
Об истории собора — протоиерей Игорь Филяновский.
Петропавловский собор занимает особое место в ансамбле Петропавловской крепости. В 1703 году в Санкт-Петербурге на Заячьем острове была возведена небольшая церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1713 году на её месте началось строительство собора по проекту архитектора Доменико Трезини, завершённое к 1733 году. Возведение собора заняло 21 год. 28 июня 1733 года Петропавловский собор был торжественно освящён архиепископом Феофаном Прокоповичем в сослужении членов Святейшего Синода и в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
Главный престол храма, заложенный в его основании частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного, был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. С момента возникновения Петербургской епархии Петропавловский храм стал кафедральным собором. Он сохранил этот статус даже после переноса митрополичьей кафедры в Казанский, а затем в Исаакиевский собор.
Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Сам основатель города Петр I похоронен у южной стены собора в месте, которое выбрал для себя сам император.
Все выпуски программы Актуальная тема