
Как правильно молиться за своих начальников? Что просить для них у Бога? Ответ на этот вопрос находим в 19-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Только что прозвучавший псалом написан соратниками царя Давида. А потому — это яркий пример молитвы за монарха. И это очень примечательно. Ведь отношение к монархии как форме правления у Священного Писания весьма неоднозначное. Когда еврейский народ только возник, им управлял Сам Бог через Своих пророков и людей, которых называли судьями. Иногда подобную форму правления называют теократией. Греческое слово «Теос» переводится как «Бог», а слово «кратос» как «власть». То есть теократия — это власть Бога. Здесь было много свободы и никакой, как бы мы сказали сейчас, бюрократии.
Однако не все судьи были чисты в своих помыслах. Некоторые из них были людьми корыстными. А потому однажды евреи захотели иметь над собой правителя-человека, по аналогии с окружающими языческими народами. Им казалось, что так в их стране будет больше порядка и справедливости. О своём желании они объявили пророку Самуилу, которому эта идея не понравилась. Ведь власть монарха неограниченна. Об этом он и сетует Богу. Однако в ответ Самуил слышит: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
Таким образом, монархия — это в каком-то смысле снисхождение Бога к немощи людей, которые не могут во всех своих делах хранить свою совесть перед Творцом и друг другом в чистоте. Им нужны чёткие инструкции и ограничения. Иначе хаос. Господь ставит межу собой и народом посредника, в руках которого сосредоточен абсолютный контроль. И теперь вся судьба людей зависит от веры монарха в Бога, а также от его нрава и темперамента.
Отсюда и рождается подобная молитва. Подданные царя Израиля просят Бога о том, чтобы он благословил их предводителя. Чтобы Он умудрил его. Чтобы Он отвечал на его молитвы и принимал его жертвы. И чтобы он исполнил бы все желания его сердца. И речь здесь отнюдь не о греховных желаниях. Ведь царь в этом же псалме называется Помазанником, то есть Машиахом, Мессией. И все желания сердца Помазанника — это исполнение воли Божией. Вот о чём просят подданные Творца. Чтобы их монарх жил не так, как ему вздумается, а так, чтобы на нём пребывал Дух Божий и наполнял его сердце мудростью, милостью и любовью.
Дай же и нам, Господи, так же молиться за своих начальников. Даруй им рассудительности и здравомыслия. Чтобы все желания их сердца совпадали с Твоей волей, и они руководили бы нами справедливо и на пользу нам, обществу и самим себе.
Псалом 19. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 19. (Церковно-славянский перевод)
Мультфильмы из цикла «Гора Самоцветов»

«Солдатская песня». Россия, режиссёр Александр Татарский
— Что с тобой, Ангел? С чего плачешь-то?
— Эх, братцы, беда. Поди, сами знаете, мой-то Антон, всех тише, всех безответней. Портняжил всё между делом, по малости чуток и заработал — хотел матери денег к празднику послать. Старушка только тем и дышит, что от сына копейка иногда перепадает. Пропала у моего солдата вся выручка. Вся. Ничего не осталось.
Беда приключилась у молоденького солдата Антона. Украли деньги прямо из казармы. Хорошо, что есть рядом тот, кто всё видит, знает и помогает — ангел. Удивительную кубанскую сказку о служивых и их ангелах-хранителях услышал когда-то писатель Саша Чёрный. В начале ХХ века записал и издал под названием «Солдатская песня». А в 2009-м году по его адаптации сняли одноимённый мультипликационный фильм. Он вышел на экраны в рамках масштабного культурного, образовательного и патриотического проекта «Гора самоцветов» — мультсериала по мотивам сказок народов России.
Автор идеи, режиссёр анимационных фильмов и художник Александр Татарский, рассказывал в интервью, что однажды в детстве мама подарила ему сборник сказок народов нашей страны. Когда маленький Александр читал книгу, к нему пришло осознание того, в каком огромном государстве он живёт. Став мультипликатором, Татарский захотел поделиться этим чувством. Чтобы дети и взрослые не забывали о культурном разнообразии, и при этом единстве российского народа, он придумал и воплотил в жизнь мультипликационную серию «Гора самоцветов».
Проект стартовал в 2004-м, сборники мультфильмов выходили ежегодно на протяжении без малого двадцати лет. Добрые, поучительные истории, которые веками передавались из уст в уста, воплотили на экране современные художники-аниматоры студии «Пилот». Каждая серия начинается словами «Мы живём в России». Заставка, созданная в уникальной пластилиновой технике, кратко, но увлекательно рассказывает зрителю о том, где происходит действие сказки, которую предстоит увидеть. Так, например, герои мультфильма «Солдатская песня» — фрагмент из него прозвучал в начале программы — жили ещё в Российской империи на южных рубежах нашей Родины, близ города Екатеринодара — это современный Краснодар. А вот два других мультфильма из серии «Гора самоцветов», о которых я хотел бы поговорить, связаны с Москвой.
Один из них — лента «Егорий Храбрый» — основана на древней легенде, повествующей, как святой Георгий Победоносец спас Москву от страшного змея. Конечно, в житии великомученика нет эпизода, связанного с русским стольным градом. Да и знаменитый памятник древнерусской литературы «Чудо Георгия о змие» повествует, что встреча святого с чудовищем произошла далеко от Первопрестольной — на Ближнем Востоке. Исторически появление Георгия Победоносца на московском гербе связано с тем, что он был небесным покровителем основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого. Поэтому в древнерусском устном народном творчестве и сложилось множество сказаний о святом Георгии как о защитнике Москвы. На духовных стихах, переплетённых с церковным преданием о Егории Храбром, как называли мученика в народе, и основан одноимённый мультфильм. Его авторами стали Андрей и Сима Пронькины, руководители фольклорно-музыкального театра «Учёный медведь». В мультипликационном фильме «Егорий Храбрый» дух и интонации старинного русского ярмарочного театра соединились с техническими возможностями современной мультипликации. Анимационные сцены комментирует сказительница. В этой роли выступила актриса Кира Крейлис-Петрова, и великолепно с ней справилась — давайте послушаем небольшой фрагмент, где она рассказывает, как Егорий Храбрый приехал защищать крещёный люд в языческую землю.
А правил там злодей, царище-Демьянище. Во, какой.
Увидал он Егория, разозлился. — А ну, говорит, поклонись моим идолам
— Э, нет, царь! Кланяюсь я одному Христу.
Что тут с царём сделалося! Приказал он Егория топорами рубить. А — не вышло!
Мультфильм, посвящённый ещё одному святому есть в серии «Гора самоцветов» — называется он «Про Василия Блаженного». Именем московского юродивого 16-го века в народе называют Покровский собор на Красной площади. Лента основана на древней легенде о строительстве этого храма. По ней, именно Василий всю жизнь собирал деньги на возведение собора. Блаженный любил людей и помогал им, а те благодарили его — кто полушкой, кто копеечкой. Святой бросал монетки через плечо, а они сами в кучки складывались, и никто их не трогал. Создатели мультфильма обращаются и к каноническому житию Василия Блаженного. Так, например, мы увидим эпизод с негодными калачами — в ленте, правда, их заменили баранками.
— Так вот, стало быть, на базаре, такой случа́й случился. И вроде ничего такого, тишина. А Василий вдруг взялся бушевать! Лотки повалил, ещё хуже, прямо не остановишь! Спятил, думали, совсем. И уж только опосля узнали все, что баранки-то порченые были. Заместо муки — извёстка.
Добрый юмор, ненавязчивая, но глубокая мораль объединяет мультфильмы анимационного цикла «Гора самоцветов» — проект мультипликатора Александра Татарского. И сегодня, на мой взгляд, мы поговорили об одних из лучших в этой серии. Ещё раз напомню их названия: «Солдатская песня», «Егорий Храбрый», «Про Василия Блаженного». Мультфильмы прекрасно нарисованы, их озвучили талантливые артисты. А главное, они дают зрителям почувствовать, как велика, разнообразна и духовно богата наша Россия.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Карачаевск, Карачаево-Черкессия. Шоанинский храм

На севере Карачаево-Черкесии, в семи километрах от города Карачаевска, есть местечко с необычным наименованием — село имени Коста Хетагурова, названное в честь осетинского поэта. Над селением на высоком склоне горы Шоана стоит древний каменный храм. Учёные установили, что он был построен в конце десятого века. В то далекое время здешние земли были частью Аланского царства. Это христианское государство уничтожили в четырнадцатом столетии орды монгольских завоевателей. Древняя церковь на несколько веков осталась в забвении. Её возродили в 1895 году православные осетины, переселившиеся на пустовавшие земли с высокогорья. При храме, освящённом во имя великомученика Георгия, был учреждён мужской монастырь. Однако, просуществовала обитель недолго — её закрыли после революции 1917 года. Георгиевская церковь на горе Шоана вновь оказалась в запустении. Ещё одно рождение она пережила в двухтысячном году. Жители села имени Коста Хетагурова отремонтировали и благоустроили древнее здание. Под его сводами зазвучала молитва. Святыня стала широко известна. Туристы, путешествуя по Карачаево-Черкесии, стараются непременно побывать в Шоанинском храме близ Карачаевска.
Радио ВЕРА в Карачаевске можно слушать на частоте 102,3 FM
Псалом 63. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой - язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.