Тринадцатый век до Рождества Христова. Египетский плен, где уже четыреста лет томится израильский народ, обернулся новой бедой - фараон отдал приказ убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Одного из мальчиков мать решилась спасти отчаянным способом – она пустила его в просмолённой корзинепо Нилу, наблюдая издалека за тем, что же будет дальше.
А дальше произошло невероятное – корзину с ребенком заметила дочь фараона, купавшаяся неподалеку. Младенец настолько понравился египетской принцессе, что она взяла его к себе на воспитание. Родная мать мальчика попросилась в кормилицы к ребенку, и таким образом получила возможность его воспитывать. Так вырос юноша, который, с одной стороны, был одним из приближенных фараона, а с другой – знал, что он еврей и что народ его страдает. Это был пророк Моисей – человек, которому предстояло вывести иудеев из египетского плена.
Исполнить это оказалось очень непросто. Фараон категорически не соглашался отпустить пленников. И каждый его отказ оборачивался катастрофой для Египта. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, на страну обрушивался огненный град, ее покрывала непроницаемая тьма. Но ничто не могло изменить решение правителя, привыкшего владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь страшнее всех предыдущих вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Как такое могло произойти? Известный английский культуролог Говард Харпер предположил, что трагедии невольно способствовал традиционный уклад жизни древних египтян.
Комментарий эксперта:
В египетском обществе к первенцам было особое отношение. Именно на старшем сыне замыкались все экономические, хозяйственные, социальные связи большого семейного клана. Этот статус, дарованный фактом первородства, считался чрезвычайно почетным и ответственным, поэтому в семьях первенцам с младенчества уделялось особое внимание. В числе прочих преимуществ, их старались в первую очередь накормить досыта, даже когда в стране наступал голод.
По свидетельству книги Исход, во время трех дней египетской тьмы, которая предшествовала последней, десятой казни, люди не могли передвигаться, поскольку не было видно абсолютно ничего. «Никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их», - говорится в Библии. Следовательно, египтяне три дня ничего не ели. Когда же, наконец, появилась возможность утолить голод, то первенцев в первую очередь накормили досыта, выделив им самые большие порции. И если допустить мысль, что провизия по какой-то причине за три дня оказалась испорченной, то старшие дети приняли на себя основную дозу токсичных веществ. Вероятнее всего, среди жертв отравления были не только первенцы, но главный удар пришелся именно на них.
Но что могло в одночасье сделать еду во всем Египте непригодной? Свой ответ на этот вопрос предложили ученые американского Западного резервного университета Кейза. Именно они устанавливали причины внезапной смерти восемнадцати детей в городе Кливленде штата Огайо в 1989 году. В своем расследовании доктор Брюмкриф и его коллеги обратились к открытию чешского биолога Августа Корды, впервые заявившего миру о патогенном воздействии плесневого грибка Стахиботриса на организм человека.
Комментарий эксперта:
Лабораторные исследования показали, что причиной гибели детей в Кливленде стала быстротекущая грибковая пневмония, вызванная поражением легочной ткани грибками типа Стахиботрис. Это плесневые грибы, которые имеют обыкновение стремительно размножаться при определенных условиях. Во время египетских казней, а именно – в период нашествия саранчи, запасы зерна и кормов для животных у египтян могли быть заражены спорами плесени, которая затем разрослась за трое суток кромешной темноты, поскольку в отсутствие света плесневые грибы развиваются гораздо быстрее.
Невозможно утверждать наверняка, что именно грибок Стахиботрис стал причиной трагедии, известной миру как десятая египетская казнь. Это лишь одна из научных гипотез. Смерть сына сокрушила сердце фараона, и он позволил евреям покинуть пределы Египта. Так начался Исход израильского народа в Палестину – землю, завещанную Богом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 87 зач., IV, 13-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда, человек, интересующийся верой, может спросить: почему Бог, обращаясь к людям, выбрал именно Авраама? Чем он заслужил такое отношение? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Когда мы воспитываем детей, мы можем видеть в них простых исполнителей нашей воли, а можем видеть единомышленников. Первое проще, но второе значительно перспективнее. Когда ребёнок всё время слушается — это радует. Но, когда он становится подростком, мы вдруг понимаем, что человек без собственного мнения в определённый момент точно так же будет слушаться кого-нибудь ещё, причем не только в хорошем, но и в плохом. В конце концов, став взрослым, начав работать или вступив в брак, он может буквально забыть вас, просто переключившись на послушание другому человеку. В послушании много хороших черт, если руководитель — мудрый человек. Но если слепой ведёт слепого, они, по слову Христа, оба упадут в яму.
Сегодняшний отрывок из послания к Римлянам начинается с того, что апостол утверждает: Бог давал обещания Аврааму о благословении его потомства ещё до дарования закона. Казалось бы, это очевидная вещь для любого, кто читал Ветхий Завет. Однако в нашем сознании всё настолько перемешивается, что мы, понимая, что Авраам жил до Моисея, обычно не очень задумываемся о том, по каким критериям он называется праведником? Какие заповеди он соблюдал? Последними заповедями, на которые он мог ориентироваться должны были быть заповеди, данные Ною и его сыновьям, но они довольно далеки по своему содержанию от каких-либо привычных нам кодексов с перечислениями того, что можно и того, что нельзя. Наконец, Сам Бог, когда обращается к нему, не говорит ни о каких его заслугах, не подчёркивает его праведности или веры, но просто призывает праотца пойти из привычных для него мест в землю обетованную. И Авраам доверяет Богу и идёт. Можно делать самые разные предположения, говорить, что заслуги были, просто Писание об этом умалчивает. Но для апостола Павла важно именно это: никакого закона, который можно было бы исполнить, чтобы заслужить Божию любовь у Авраама не было. Его согласие — акт чистого доверия, он свободно соглашается с Богом, принимает Его волю.
История Авраама важна для Павла не только потому, что апостол — его потомок. В жизни праотца Павел видит пример того, что с чего должны начинаться любые богочеловеческие отношения. Чтобы искренне и от сердца соблюдать закон, нужно сначала внутренне посчитать Бога правым, согласиться с Ним в своём сердце, тогда и исполнение всего остального будет не столько трудным, сколько радостным, потому что внутренне ты будешь с ним согласен.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословское наследие Первого Вселенского Собора». Николай Антонов

У нас в гостях был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о богословском наследии Первого Вселенского собора, каким заблуждениям приходилось противостоять и какие важные понятия удалось сформулировать.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 95-летию со дня рождения И.С. Глазунова». Иван Глазунов

Гостем программы программы «Светлый вечер» был Народный художник России Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Разговор был посвящен 95-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, выдающегося художника и педагога, человека глубокой веры. Иван Глазунов вспоминает, как в детстве отец читал ему Евангелие, как говорил, что задача художника — говорить с Богом и о Боге. Делится, как это сформировало его мировоззрение и повлияло на выбор пути.
Затрагиваются личные воспоминания: о блокаде, об утратах, о долге перед народом. Прозвучала мысль, что вера и память сохраняют человека — и художника, и зрителя.
Также разговор шел об академии, которую Илья Глазунов создавал и передавал как продолжение традиции русской школы. О спасении икон в советское время, о том, как через красоту древнерусского искусства открывается путь к вере. И о бережной, внутренней работе художника — как о духовном служении.
Кроме того, Иван Глазунов рассказал о первом Международном художественном конкурсе имени Ильи Глазунова «Вечная Россия. История. Вера. Мир».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер