Тринадцатый век до Рождества Христова. Египетский плен, где уже четыреста лет томится израильский народ, обернулся новой бедой - фараон отдал приказ убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Одного из мальчиков мать решилась спасти отчаянным способом – она пустила его в просмолённой корзинепо Нилу, наблюдая издалека за тем, что же будет дальше.
А дальше произошло невероятное – корзину с ребенком заметила дочь фараона, купавшаяся неподалеку. Младенец настолько понравился египетской принцессе, что она взяла его к себе на воспитание. Родная мать мальчика попросилась в кормилицы к ребенку, и таким образом получила возможность его воспитывать. Так вырос юноша, который, с одной стороны, был одним из приближенных фараона, а с другой – знал, что он еврей и что народ его страдает. Это был пророк Моисей – человек, которому предстояло вывести иудеев из египетского плена.
Исполнить это оказалось очень непросто. Фараон категорически не соглашался отпустить пленников. И каждый его отказ оборачивался катастрофой для Египта. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, на страну обрушивался огненный град, ее покрывала непроницаемая тьма. Но ничто не могло изменить решение правителя, привыкшего владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь страшнее всех предыдущих вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Как такое могло произойти? Известный английский культуролог Говард Харпер предположил, что трагедии невольно способствовал традиционный уклад жизни древних египтян.
Комментарий эксперта:
В египетском обществе к первенцам было особое отношение. Именно на старшем сыне замыкались все экономические, хозяйственные, социальные связи большого семейного клана. Этот статус, дарованный фактом первородства, считался чрезвычайно почетным и ответственным, поэтому в семьях первенцам с младенчества уделялось особое внимание. В числе прочих преимуществ, их старались в первую очередь накормить досыта, даже когда в стране наступал голод.
По свидетельству книги Исход, во время трех дней египетской тьмы, которая предшествовала последней, десятой казни, люди не могли передвигаться, поскольку не было видно абсолютно ничего. «Никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их», - говорится в Библии. Следовательно, египтяне три дня ничего не ели. Когда же, наконец, появилась возможность утолить голод, то первенцев в первую очередь накормили досыта, выделив им самые большие порции. И если допустить мысль, что провизия по какой-то причине за три дня оказалась испорченной, то старшие дети приняли на себя основную дозу токсичных веществ. Вероятнее всего, среди жертв отравления были не только первенцы, но главный удар пришелся именно на них.
Но что могло в одночасье сделать еду во всем Египте непригодной? Свой ответ на этот вопрос предложили ученые американского Западного резервного университета Кейза. Именно они устанавливали причины внезапной смерти восемнадцати детей в городе Кливленде штата Огайо в 1989 году. В своем расследовании доктор Брюмкриф и его коллеги обратились к открытию чешского биолога Августа Корды, впервые заявившего миру о патогенном воздействии плесневого грибка Стахиботриса на организм человека.
Комментарий эксперта:
Лабораторные исследования показали, что причиной гибели детей в Кливленде стала быстротекущая грибковая пневмония, вызванная поражением легочной ткани грибками типа Стахиботрис. Это плесневые грибы, которые имеют обыкновение стремительно размножаться при определенных условиях. Во время египетских казней, а именно – в период нашествия саранчи, запасы зерна и кормов для животных у египтян могли быть заражены спорами плесени, которая затем разрослась за трое суток кромешной темноты, поскольку в отсутствие света плесневые грибы развиваются гораздо быстрее.
Невозможно утверждать наверняка, что именно грибок Стахиботрис стал причиной трагедии, известной миру как десятая египетская казнь. Это лишь одна из научных гипотез. Смерть сына сокрушила сердце фараона, и он позволил евреям покинуть пределы Египта. Так начался Исход израильского народа в Палестину – землю, завещанную Богом.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема