Тринадцатый век до Рождества Христова. Египетский плен, где уже четыреста лет томится израильский народ, обернулся новой бедой - фараон отдал приказ убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Одного из мальчиков мать решилась спасти отчаянным способом – она пустила его в просмолённой корзинепо Нилу, наблюдая издалека за тем, что же будет дальше.
А дальше произошло невероятное – корзину с ребенком заметила дочь фараона, купавшаяся неподалеку. Младенец настолько понравился египетской принцессе, что она взяла его к себе на воспитание. Родная мать мальчика попросилась в кормилицы к ребенку, и таким образом получила возможность его воспитывать. Так вырос юноша, который, с одной стороны, был одним из приближенных фараона, а с другой – знал, что он еврей и что народ его страдает. Это был пророк Моисей – человек, которому предстояло вывести иудеев из египетского плена.
Исполнить это оказалось очень непросто. Фараон категорически не соглашался отпустить пленников. И каждый его отказ оборачивался катастрофой для Египта. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, на страну обрушивался огненный град, ее покрывала непроницаемая тьма. Но ничто не могло изменить решение правителя, привыкшего владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь страшнее всех предыдущих вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Как такое могло произойти? Известный английский культуролог Говард Харпер предположил, что трагедии невольно способствовал традиционный уклад жизни древних египтян.
Комментарий эксперта:
В египетском обществе к первенцам было особое отношение. Именно на старшем сыне замыкались все экономические, хозяйственные, социальные связи большого семейного клана. Этот статус, дарованный фактом первородства, считался чрезвычайно почетным и ответственным, поэтому в семьях первенцам с младенчества уделялось особое внимание. В числе прочих преимуществ, их старались в первую очередь накормить досыта, даже когда в стране наступал голод.
По свидетельству книги Исход, во время трех дней египетской тьмы, которая предшествовала последней, десятой казни, люди не могли передвигаться, поскольку не было видно абсолютно ничего. «Никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их», - говорится в Библии. Следовательно, египтяне три дня ничего не ели. Когда же, наконец, появилась возможность утолить голод, то первенцев в первую очередь накормили досыта, выделив им самые большие порции. И если допустить мысль, что провизия по какой-то причине за три дня оказалась испорченной, то старшие дети приняли на себя основную дозу токсичных веществ. Вероятнее всего, среди жертв отравления были не только первенцы, но главный удар пришелся именно на них.
Но что могло в одночасье сделать еду во всем Египте непригодной? Свой ответ на этот вопрос предложили ученые американского Западного резервного университета Кейза. Именно они устанавливали причины внезапной смерти восемнадцати детей в городе Кливленде штата Огайо в 1989 году. В своем расследовании доктор Брюмкриф и его коллеги обратились к открытию чешского биолога Августа Корды, впервые заявившего миру о патогенном воздействии плесневого грибка Стахиботриса на организм человека.
Комментарий эксперта:
Лабораторные исследования показали, что причиной гибели детей в Кливленде стала быстротекущая грибковая пневмония, вызванная поражением легочной ткани грибками типа Стахиботрис. Это плесневые грибы, которые имеют обыкновение стремительно размножаться при определенных условиях. Во время египетских казней, а именно – в период нашествия саранчи, запасы зерна и кормов для животных у египтян могли быть заражены спорами плесени, которая затем разрослась за трое суток кромешной темноты, поскольку в отсутствие света плесневые грибы развиваются гораздо быстрее.
Невозможно утверждать наверняка, что именно грибок Стахиботрис стал причиной трагедии, известной миру как десятая египетская казнь. Это лишь одна из научных гипотез. Смерть сына сокрушила сердце фараона, и он позволил евреям покинуть пределы Египта. Так начался Исход израильского народа в Палестину – землю, завещанную Богом.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России