На Страстной седмице, в Великую Пятницу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. На середину храма выносят полотно с изображением Спасителя. Оно символизирует плащаницу, в которую был завернут Христос после снятия с креста. Подлинная плащаница Христова хранится в соборе Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. На ней отчетливо видно изображение человека, лежащего на спине. Христиане верят, что это образ Самого Спасителя, чудесно запечатлевшийся на ткани. А вот в научном сообществе вопрос о подлинности Туринской плащаницы до сих пор считается открытым. В то время как паломники со всего мира едут в Италию поклониться святыне, среди ученых продолжаются горячие споры. Вот уже больше века Туринскую плащаницу исследуют археологи и криминалисты, историки и химики, медики и фотографы. А тайна древней реликвии так и остается нераскрытой. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Эпизод снятия с креста описан всеми четырьмя евангелистами. Мы знаем, как в вечер пятницы к Понтию Пилату пришел тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он просил позволения снять с креста и похоронить тело Иисуса. Получив разрешение, Иосиф купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и еще один тайный ученик Христа по имени Никодим. Иосиф с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали Его благовониями, обернули в плащаницу и положили в погребальной пещере.
За этим наблюдали женщины, которые сопровождали Спасителя во время Его земных странствий. Именно они пришли утром на следующий день после субботы к месту погребения. Они хотели помазать тело Учителя особыми маслами, однако стали первыми, кто услышал весть о воскресении Христа. Эту радостную новость они сообщили Петру. Апостол побежал к пещере, однако на том месте, где лежало тело Иисуса, нашел только погребальные пелены, то есть плащаницу.
Основные споры развернулись вокруг возраста реликвии. Действительно ли она – свидетель воскресения или это подделка? Радиоуглеродный анализ кусочка ткани, проведенный в 1988 году, показал, что полотно плащаницы было соткано в XIII-XIV веках. Казалось бы, ответ найден. Но чистота радиоуглеродного исследования вызвала резкую критику в научном мире. Многие ученые сомневались в том, что оно было проведено корректно и категорически отказывались признавать полученные результаты. В 2009 году тот же кусочек ткани исследовал профессор кафедры механики и термических измерений инженерного факультета университета Падуи Джулио Фанти. Он применил методы, используемые в криминалистике для определения возраста предмета. Профессор сравнил плащаницу с античными тканями. Характеристики совпали на 95 процентов. Это стало убедительным доказательством того, что древняя реликвия появилась не в средние века, а в эпоху античности.
Комментарий эксперта:
После открытия Джулио Фанти плащаницу подвергли скрупулезному анализу специалисты по тканям. Они доказали, что полотно соткано на примитивном ручном станке из пряжи, характерной для античной Сирии и Иудеи. Исследуя волокна под микроскопом, директор бельгийского института текстильных технологий ГИлберт РАйес обнаружил вкрапления хлопка. Но важнее было то, чего он НЕ обнаружил – частицы шерсти. Неизвестный ткач две тысячи лет назад создавал полотна из льна и хлопка, но не использовал шерсть. Мы можем предположить, что это был правоверный иудей! Ведь только иудеям закон запрещала смешивать ткани растительного и животного происхождения.
Кристаллограф Жозеф Колбек изучил микрочастицы минерала, обнаруженные на плащанице. Им оказался арагонит, характерный для пещер Израиля, в которых хоронили умерших в античные времена. Но самые захватывающие открытия ждали учёных при исследовании самого изображения. Медики определили, что возраст человека, которого мы видим на плащанице приблизительно 30-45 лет. Удалось установить группу крови, сохранившуюся на ткани. Она оказалась самой редкой - четвертой. А Гилберт Лавуа, врач из США, убедительно доказал, что тело было завернуто в полотно не позднее двух с половиной часов после смерти.
На снимках плащаницы, сделанных в поляризованном свете, учёные рассмотрели тёмные пятна – на кончике носа, колене и нижней части ног. «Почему они темнее остальных?» - заинтересовались исследователи. Возможно, в этих местах кровь смешалась с пылью. Ведь идя на Голгофу, Спаситель под тяжестью огромного креста не раз падал на пыльную дорогу.
Туринскую плащаницу часто называют пятым Евангелием. Благодаря ей мы узнаем подробности последних дней земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии сказано, что Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, а благодаря плащанице мы можем понять, сколь жестоким оно было. Ученые определили, что воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические окончания. Ударов было не менее сорока, следы от ударов покрывают всю спину, грудь и ноги.
В Евангелии говорится, что на голову Иисуса Христа возложили терновый венец, но о том, что это было не только унижение, но и продолжение пыток, мы также узнаем благодаря плащанице. Шипы тернового венца были столь остры, что они прокололи сосуды на голове, и кровь струилась по волосам и лицу Спасителя. Следы крови на голове видны даже невооруженным глазом.
Так святое полотно подтверждает строки Евангелия, описывающие крестные страдания Спасителя. Известно, что некоторые скептически настроенные ученые в ходе исследований плащаницы уверовали во Христа. Очевидно, не без промысла Божия эта святыня сохранилась до нашего времени, чтобы стать свидетельством истины для тех, кто не может поверить, если не увидит.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлтё с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — образы в иконописи». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Разговор шел об истории уникальных фресок Данилова монастыря в Переславле, созданных в 17-м веке под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина, которые были посвящены сюжетам из Откровения Иоанна Богослова, часто называемого «Апокалипсис».
Этой программой мы открываем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Все выпуски программы Светлый вечер