На Страстной седмице, в Великую Пятницу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа. На середину храма выносят полотно с изображением Спасителя. Оно символизирует плащаницу, в которую был завернут Христос после снятия с креста. Подлинная плащаница Христова хранится в соборе Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. На ней отчетливо видно изображение человека, лежащего на спине. Христиане верят, что это образ Самого Спасителя, чудесно запечатлевшийся на ткани. А вот в научном сообществе вопрос о подлинности Туринской плащаницы до сих пор считается открытым. В то время как паломники со всего мира едут в Италию поклониться святыне, среди ученых продолжаются горячие споры. Вот уже больше века Туринскую плащаницу исследуют археологи и криминалисты, историки и химики, медики и фотографы. А тайна древней реликвии так и остается нераскрытой. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Эпизод снятия с креста описан всеми четырьмя евангелистами. Мы знаем, как в вечер пятницы к Понтию Пилату пришел тайный ученик Иисуса Христа — Иосиф Аримафейский. Он просил позволения снять с креста и похоронить тело Иисуса. Получив разрешение, Иосиф купил ткань для погребения — плащаницу — и отправился на Голгофу. Пришёл туда и еще один тайный ученик Христа по имени Никодим. Иосиф с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали Его благовониями, обернули в плащаницу и положили в погребальной пещере.
За этим наблюдали женщины, которые сопровождали Спасителя во время Его земных странствий. Именно они пришли утром на следующий день после субботы к месту погребения. Они хотели помазать тело Учителя особыми маслами, однако стали первыми, кто услышал весть о воскресении Христа. Эту радостную новость они сообщили Петру. Апостол побежал к пещере, однако на том месте, где лежало тело Иисуса, нашел только погребальные пелены, то есть плащаницу.
Основные споры развернулись вокруг возраста реликвии. Действительно ли она – свидетель воскресения или это подделка? Радиоуглеродный анализ кусочка ткани, проведенный в 1988 году, показал, что полотно плащаницы было соткано в XIII-XIV веках. Казалось бы, ответ найден. Но чистота радиоуглеродного исследования вызвала резкую критику в научном мире. Многие ученые сомневались в том, что оно было проведено корректно и категорически отказывались признавать полученные результаты. В 2009 году тот же кусочек ткани исследовал профессор кафедры механики и термических измерений инженерного факультета университета Падуи Джулио Фанти. Он применил методы, используемые в криминалистике для определения возраста предмета. Профессор сравнил плащаницу с античными тканями. Характеристики совпали на 95 процентов. Это стало убедительным доказательством того, что древняя реликвия появилась не в средние века, а в эпоху античности.
Комментарий эксперта:
После открытия Джулио Фанти плащаницу подвергли скрупулезному анализу специалисты по тканям. Они доказали, что полотно соткано на примитивном ручном станке из пряжи, характерной для античной Сирии и Иудеи. Исследуя волокна под микроскопом, директор бельгийского института текстильных технологий ГИлберт РАйес обнаружил вкрапления хлопка. Но важнее было то, чего он НЕ обнаружил – частицы шерсти. Неизвестный ткач две тысячи лет назад создавал полотна из льна и хлопка, но не использовал шерсть. Мы можем предположить, что это был правоверный иудей! Ведь только иудеям закон запрещала смешивать ткани растительного и животного происхождения.
Кристаллограф Жозеф Колбек изучил микрочастицы минерала, обнаруженные на плащанице. Им оказался арагонит, характерный для пещер Израиля, в которых хоронили умерших в античные времена. Но самые захватывающие открытия ждали учёных при исследовании самого изображения. Медики определили, что возраст человека, которого мы видим на плащанице приблизительно 30-45 лет. Удалось установить группу крови, сохранившуюся на ткани. Она оказалась самой редкой - четвертой. А Гилберт Лавуа, врач из США, убедительно доказал, что тело было завернуто в полотно не позднее двух с половиной часов после смерти.
На снимках плащаницы, сделанных в поляризованном свете, учёные рассмотрели тёмные пятна – на кончике носа, колене и нижней части ног. «Почему они темнее остальных?» - заинтересовались исследователи. Возможно, в этих местах кровь смешалась с пылью. Ведь идя на Голгофу, Спаситель под тяжестью огромного креста не раз падал на пыльную дорогу.
Туринскую плащаницу часто называют пятым Евангелием. Благодаря ей мы узнаем подробности последних дней земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии сказано, что Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, а благодаря плащанице мы можем понять, сколь жестоким оно было. Ученые определили, что воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические окончания. Ударов было не менее сорока, следы от ударов покрывают всю спину, грудь и ноги.
В Евангелии говорится, что на голову Иисуса Христа возложили терновый венец, но о том, что это было не только унижение, но и продолжение пыток, мы также узнаем благодаря плащанице. Шипы тернового венца были столь остры, что они прокололи сосуды на голове, и кровь струилась по волосам и лицу Спасителя. Следы крови на голове видны даже невооруженным глазом.
Так святое полотно подтверждает строки Евангелия, описывающие крестные страдания Спасителя. Известно, что некоторые скептически настроенные ученые в ходе исследований плащаницы уверовали во Христа. Очевидно, не без промысла Божия эта святыня сохранилась до нашего времени, чтобы стать свидетельством истины для тех, кто не может поверить, если не увидит.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема