Мегиддо - таинственный холм в Изреельской долине Израиля. Даже после того, как это древнее городище было многократно исследовано, здесь продолжают находить уникальные артефакты, связанные с летописью Святой земли.
Самым первым к исторической сокровищнице Мегиддо прикоснулся немецкий археолог Готлиб Шумахер в 1903 году. Его попытка проникнуть в глубь тысячелетий была щедро вознаграждена. Во время раскопок ученый обнаружил печать, на которой фигурировало имя, тридцать два раза встречающееся на страницах Священного писания. Это имя – Иеровам.
Однако здесь стоит вспомнить, что так звали сразу двух правителей, возглавлявших Северное Израильское царство в разные периоды его истории. О каком же из этих царей свидетельствует находка профессора Шумахера?
Комментарий эксперта:
Печать, найденная на раскопках Мегиддо, выполнена из яшмы. На ней нанесено изображение рычащего льва и выгравирована надпись на иврите: «Шема, слуга Иеровоама». Вероятнее всего, этот предмет принадлежал царедворцу Иеровоама Второго, правившего Израилем в восьмом веке до Рождества Христова. Именно тогда в Северном Израильском царстве, как и в целом на Ближнем Востоке, получили широкое распространение личные печати с рисунками в виде животных - как реальных, так и мифических. На оттисках того времени можно увидеть изображение лошади, обезьяны, саранчи, а также грифона или сфинкса.
Во время правления Иеровоама Второго Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. В библейской Четвертой книге Царств рассказывается, что в это время государство восстановило утраченные земли от Сирии до Мертвого моря. Надо полагать, что и широкое применение личных печатей, необходимых для маркировки различных предметов, было обусловлено возросшим благосостоянием израильтян. Пользоваться печатями было особенно удобно при продаже и транспортировке расхожего в те времена товара - кувшинов с вином и маслом, а также ящиков с засахаренными фруктами. Царедворец Иеровоама Второго Шема мог сам заниматься торговлей или использовать печать в государственных делах.
А что мы знаем об Иеровоаме Первом? Он царствовал на двести лет раньше своего тезки. Состоя чиновником при дворе Соломона, он безуспешно пытался поднять восстание против монарха и был вынужден бежать от его гнева в Египет под покровительство фараона Сусакима. После смерти Соломона мятежный чиновник пошел на конфликт с царским сыном Ровоамом и спровоцировал разделение Израиля на Южное и Северное царства, возглавив последнее. В противостоянии с Южным соседом – Иудеей, Иеровоам вновь прибег к помощи египетского фараона, которому, по мнению некоторых исследователей Священного Писания, приходился родственником. Однако, Сусаким, напав на Иудею и разграбив ее, не остановился на этом. Сохранилась надпись на стенах одного из храмов Египта, где фараон перечисляет завоеванные города - в этом списке значится и Мегиддо, который принадлежал Северному царству. Сам же Иеровоам Первый проживал в городе Сихеме – именно там он устроил столицу созданного им государства. Поэтому маловероятно, что его личные вещи и вещи его приближенных могли быть обнаружены в районе холма Мегиддо. Так что скорее всего на печати Шемы упоминается имя Иеровоама Второго.
Комментарий эксперта:
Иеровоам Второй вошел в историю Израиля как один из тех, кто обустраивал древний город в Изреельской долине. Считается, что именно при нем в Мегиддо были сооружены два больших общественных здания и силосная яма семиметровой глубины с винтообразно высеченными в стене ступенями,. Восьмым веком до Рождества Христова многие ученые датируют и уникальную систему водоснабжения города. Она включала в себя тридцатиметровый спуск и шахту со ступенями, которые вели к горизонтальному туннелю длиной около ста двадцати метров. В конце тоннеля, за пределами городских укреплений, находился источник. Это позволяло пользоваться водопроводом даже в условиях осады.
Обширные строительные работы, которые предпринял Иеровоам Второй в Мегиддо, подразумевают наличие в городе царской резиденции. Поэтому логично предположить, что печать слуги именно этого правителя стала трофеем археологической экспедиции.
Израильских царей, жизнеописание которых можно прочесть на страницах Библии, многие скептики не считали историческими персонажами. Однако земля по крупицам отдает доказательства того, что Священное Писание – это достоверный исторический документ, рассказывающий о реальных людях. И печать Шемы, слуги Иеровоама – яркая деталь в этой мозаике.
Кстати, этот древний оттиск послужил прообразом для израильской монеты достоинством в пять фунтов – ее выпустили в 1978-ом, а изъяли из обращения в 1984 году. У нумизматов можно и сегодня увидеть эту монету с рычащим львом, как на печати восьмого века до Рождества Христова.
Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова
Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что я была студенткой университета, названного в Его честь, личность Патриарха Тихона, к сожалению, тогда меня не заинтересовала. Но вот, спустя много лет после выпуска, я случайно наткнулась в интернете на фильм в котором рассказывалось о периоде, когда Советская власть устраивала гонения на Церковь. В фильме зачитывалось воззвание Патриарха Тихона о помощи голодающим. Слушала слова Святителя и чувствовала, столько было в них веры, упования, и силы. Слезы лились по моим щекам.
С того времени я прониклась к Святому особенным чувством, стала изучать Его биографию, подвиги, стала молиться ему. Дальше в моей жизни произошли события, которые показали, что Святитель Тихон слышит эти молитвы, и помогает.
Первый эпизод связан с моей крёстной. Как-то мы разговаривали об усопших наших близких, и она поделилась, что тяжело проживает внезапную кончину мамы. Что недавно приснилось ей, будто они едут в поезде, мама лежит в гробу, и крёстная видит, как плохо маме, но не знает как можно помочь. Она пытается перекрестить маму, но та отталкивает её руку, и говорит: «Да что ты то тут сделаешь, мне к Патриарху надо!»
Неожиданно для себя я говорю крёстной: а ведь мы можем это устроить! Я знаю, к какому Патриарху нужно! Поехали в Донской, к мощам Святителя Тихона, помолимся ему о вашей маме!
И мы поехали. Крёстная долго стояла у мощей, молилась, уехала успокоенной. А спустя некоторое время позвонила, и говорит: «Ты представляешь, а ведь годовщина маминой смерти приходится на день памяти Святителя Тихона, я только сейчас поняла, когда стояла на службе, и хор начал тропарь Ему петь! Теперь я знаю, что Он позаботится о маме, попросит за неё перед Господом!». Я тогда изумилась и обрадовалась такой поддержке.
Ещё из ярких случаев — помощь Святителя в моём квартирном вопросе. Очень хотелось уютное гнездышко, и я попросила Владыку Тихона походатайствовать об этом. На некоторое время забыла о своей просьбе, но вспомнила, когда чудесным образом мне и двум моим подругам удалось снять прекрасную квартиру прямо недалеко от Донского монастыря, где лежат мощи Святого.
Эти чудеса по молитвам Святого я бережно храню в своём сердце. Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Владимир и Надежда Самойловы
В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт 17-летним мальчишкой, только что окончившим школу. Ему казалось, что прошла целая жизнь. Многое довелось испытать. И теперь, после боёв и бомбёжек, было даже немного странно, что можно просто гулять по улицам, общаться со старыми друзьями, ходить в кино и на танцы. Большой популярностью пользовались вечера в Одесском театральном училище. На одном из них Володя и встретил свою любовь. Тонкая, тёмноволосая, черноглазая Надя училась на втором курсе театрального. Владимир не мог оторвать от неё взгляда. А когда танцы закончились, предложил проводить до дома. Володя довёл её до подъезда, а потом пешком через весь город пошёл к себе. Ему казалось, что он летит, словно на крыльях. Хотелось смеяться, петь.
Надежде тоже приглянулся молодой фронтовик. Молодые люди стали встречаться. Каждый вечер — а занятия в театральном училище часто заканчивались уже затемно — Самойлов ждал Надю у дверей. Однажды во время прогулки, Владимир сказал Наде, что собирается продолжить образование и обдумывает, куда бы ему поступить. Может быть, на физико-математический? Ведь в школе он всегда был отличником по точным наукам. И девушка вдруг выпалила: «Иди к нам, в театральный!» И Володя пошёл. Всё лето учил басни, стихи, монологи. А осенью сдал экзамены и поступил сразу на второй курс. Теперь они с Надей ещё больше времени проводили вместе. Молодые люди решили пожениться.
Став мужем и женой, Владимир и Надежда были везде и всегда вместе— и в училище, и дома, и на сцене. Ещё студентами обоих зачислили в труппу Одесского русского драматического театра. Слава об их актёрском мастерстве со временем разнеслась далеко за пределы Одессы. Однажды Самойловым пришло письмо из Кемеровского театра с приглашением на работу. Супруги вынесли предложение на семейный совет. С одной стороны — хорошая «северная» зарплата. С другой — дома, в Одессе, налаженный быт, родные, друзья, любимый театр. Приняли решение — не ехать. А буквально через несколько дней у Владимира вдруг случился необъяснимый приступ удушья. Врач констатировал серьёзное заболевание лёгких и посоветовала сменить влажный южный климат. «Сибирь бы подошла», — заметил доктор. Решение было принято. Надежда поехала на вокзал и взяла билеты в Кемерово.
Там, в Сибири, через год у супругов родился сын Александр. Надежда блистала на сцене, а Владимиру стали поступать предложения от кинорежиссёров. Начались командировки. Надежда Фёдоровна старалась выстроить свой рабочий график так, чтобы вместе с сыном сопровождать мужа. Во время съёмок легендарной картины «Свадьба в Малиновке», где Владимир сыграл роль фронтовика Назара Думы, вся семья Самойловых несколько месяцев жила в настоящей украинской хате-мазанке. Когда поехать вместе не удавалось, супруги перезванивались и обменивались телеграммами. «Они постоянно нуждались друг в друге», — вспоминал сын актёров, Александр Владимирович Самойлов.
В 1968 году супругов пригласили в труппу московского театра имени Маяковского. Самойловы перебрались в столицу. Но однажды словно гром грянул среди ясного неба: у Надежды обнаружили злокачественную опухоль головного мозга. Владимир Яковлевич отменил все спектакли, чтобы быть рядом с женой. Казалось, она идёт на поправку. Но доктора не стали скрывать — со временем женщину ждёт потеря памяти, изменение разума и личности. Будет тяжело, предупредили врачи Владимира Яковлевича. Но он был готов пройти этот путь с любимой женой. А Надежда с нетерпением ждала, когда сможет снова вернуться на сцену. Однако руководство театра предпочло, пользуясь случаем, отправить артистку на пенсию. Тогда Владимир решительно положил на стол директора заявление о своём увольнении.
Он хотел заботиться о супруге до последнего её вздоха. Но вышло так, что ушёл из жизни раньше — инсульт... Когда Надежде сообщили о смерти мужа, её мозг под воздействием болезни работал уже не так, как прежде. Она не поняла, что произошло. Для неё её родной Володя по-прежнему оставался живым. Надежда Самойлова ушла вслед за супругом спустя ровно два месяца после его кончины. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Всю жизнь старались не разлучаться. И в вечность тоже ушли вместе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху