Мегиддо - таинственный холм в Изреельской долине Израиля. Даже после того, как это древнее городище было многократно исследовано, здесь продолжают находить уникальные артефакты, связанные с летописью Святой земли.
Самым первым к исторической сокровищнице Мегиддо прикоснулся немецкий археолог Готлиб Шумахер в 1903 году. Его попытка проникнуть в глубь тысячелетий была щедро вознаграждена. Во время раскопок ученый обнаружил печать, на которой фигурировало имя, тридцать два раза встречающееся на страницах Священного писания. Это имя – Иеровам.
Однако здесь стоит вспомнить, что так звали сразу двух правителей, возглавлявших Северное Израильское царство в разные периоды его истории. О каком же из этих царей свидетельствует находка профессора Шумахера?
Комментарий эксперта:
Печать, найденная на раскопках Мегиддо, выполнена из яшмы. На ней нанесено изображение рычащего льва и выгравирована надпись на иврите: «Шема, слуга Иеровоама». Вероятнее всего, этот предмет принадлежал царедворцу Иеровоама Второго, правившего Израилем в восьмом веке до Рождества Христова. Именно тогда в Северном Израильском царстве, как и в целом на Ближнем Востоке, получили широкое распространение личные печати с рисунками в виде животных - как реальных, так и мифических. На оттисках того времени можно увидеть изображение лошади, обезьяны, саранчи, а также грифона или сфинкса.
Во время правления Иеровоама Второго Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. В библейской Четвертой книге Царств рассказывается, что в это время государство восстановило утраченные земли от Сирии до Мертвого моря. Надо полагать, что и широкое применение личных печатей, необходимых для маркировки различных предметов, было обусловлено возросшим благосостоянием израильтян. Пользоваться печатями было особенно удобно при продаже и транспортировке расхожего в те времена товара - кувшинов с вином и маслом, а также ящиков с засахаренными фруктами. Царедворец Иеровоама Второго Шема мог сам заниматься торговлей или использовать печать в государственных делах.
А что мы знаем об Иеровоаме Первом? Он царствовал на двести лет раньше своего тезки. Состоя чиновником при дворе Соломона, он безуспешно пытался поднять восстание против монарха и был вынужден бежать от его гнева в Египет под покровительство фараона Сусакима. После смерти Соломона мятежный чиновник пошел на конфликт с царским сыном Ровоамом и спровоцировал разделение Израиля на Южное и Северное царства, возглавив последнее. В противостоянии с Южным соседом – Иудеей, Иеровоам вновь прибег к помощи египетского фараона, которому, по мнению некоторых исследователей Священного Писания, приходился родственником. Однако, Сусаким, напав на Иудею и разграбив ее, не остановился на этом. Сохранилась надпись на стенах одного из храмов Египта, где фараон перечисляет завоеванные города - в этом списке значится и Мегиддо, который принадлежал Северному царству. Сам же Иеровоам Первый проживал в городе Сихеме – именно там он устроил столицу созданного им государства. Поэтому маловероятно, что его личные вещи и вещи его приближенных могли быть обнаружены в районе холма Мегиддо. Так что скорее всего на печати Шемы упоминается имя Иеровоама Второго.
Комментарий эксперта:
Иеровоам Второй вошел в историю Израиля как один из тех, кто обустраивал древний город в Изреельской долине. Считается, что именно при нем в Мегиддо были сооружены два больших общественных здания и силосная яма семиметровой глубины с винтообразно высеченными в стене ступенями,. Восьмым веком до Рождества Христова многие ученые датируют и уникальную систему водоснабжения города. Она включала в себя тридцатиметровый спуск и шахту со ступенями, которые вели к горизонтальному туннелю длиной около ста двадцати метров. В конце тоннеля, за пределами городских укреплений, находился источник. Это позволяло пользоваться водопроводом даже в условиях осады.
Обширные строительные работы, которые предпринял Иеровоам Второй в Мегиддо, подразумевают наличие в городе царской резиденции. Поэтому логично предположить, что печать слуги именно этого правителя стала трофеем археологической экспедиции.
Израильских царей, жизнеописание которых можно прочесть на страницах Библии, многие скептики не считали историческими персонажами. Однако земля по крупицам отдает доказательства того, что Священное Писание – это достоверный исторический документ, рассказывающий о реальных людях. И печать Шемы, слуги Иеровоама – яркая деталь в этой мозаике.
Кстати, этот древний оттиск послужил прообразом для израильской монеты достоинством в пять фунтов – ее выпустили в 1978-ом, а изъяли из обращения в 1984 году. У нумизматов можно и сегодня увидеть эту монету с рычащим львом, как на печати восьмого века до Рождества Христова.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












