
«Дебют». Россия, режиссёр Валерий Пономарёв
— Значит, так. 41-й год. Война. Ну, население спасется от немцев. Тут самолёты, каратели. Мы видим в кадре вот эту повозку. Вот тут появляется фашист — значит, ты. Самодовольный... Подошёл, обыскал повозку. Нашёл мешок, развязал, выбросил всё это на землю. Поковырял ногой так, с ухмылочкой, цинично. Подфутболил всё это и пошёл дальше. Вот и вся твоя задача.
— Это, и всё?
— Это только кажется, что нечего делать. А вот попробуешь, сам убедишься, что не так это просто.
Григорий, простой деревенский парень, нежданно-негаданно попал в кино. В окрестностях его села столичные кинематографисты снимали фильм про Великую Отечественную войну. Гришку — так его звали односельчане — случайно заметил ассистент режиссёра. Оказалось, у паренька — тот самый типаж, который они уже долго и безуспешно искали для одного из эпизодов. Гришку пригласили сниматься... в роли немецкого солдата. «Дебют» — так называется кинокартина, о которой мы сегодня поговорим. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы. Лента на самом деле стала дебютом для молодого белорусского режиссёра Валерия Пономарёва. Притом, весьма успешным — короткометражная лента 1978-го года на Республиканском киноконкурсе была объявлена лучшим фильмом, и завоевала главный приз за режиссёрскую работу. Тем не менее из-за небольшого хронометража — менее 30 минут, картину показывали на экранах кинотеатров только в качестве дополнения к основному сеансу. А в наши дни, буквально до недавнего времени, ленту Пономарёва «Дебют» возможно было увидеть только в Музее истории Белорусского кино, в Минске. Однако сегодня фильм легко найти в интернете. Правда, качество не самое лучшее — почти за полвека лента, увы, ни разу не реставрировалась. И всё же, несмотря на это, посмотреть её непременно стоит.
В двадцати восьми минутах экранного времени режиссёр Валерий Пономарёв сумел искусно переплести забавное с серьёзным, по-доброму пошутить и одновременно затронуть нравственные темы. Необычный, интересный жанр «фильма в фильме» оказался для этого очень подходящим. Итак, перед деревенским парнем Гришкой стоит задача — сыграть немецкого солдата, жестокого захватчика. Да так, чтобы натурально. Григорий, конечно, фашистов в глаза не видел. Зато его старый дед в войну партизанил в здешних лесах. И когда узрел, лёжа на печи, как Гришка дома репетирует — кривляется перед зеркалом, имитирует немецкую речь — отругал. Но Григорий не отступился, ведь не каждый день в кино предлагают сняться! Недаром и в деревне Гришку зовут артистом. Есть, за что. То на работу не выйдет, а потом придёт, повинится — мол, прогулял без уважительной причины. Бригадир Гришке полчаса мораль читает, воспитывает. А Григорий вдруг больничный из кармана достаёт — вот, мол, как я тебя разыграл! Несерьёзный, в общем человек — как говорят в деревне — «шебутной». Но вот наступает день съёмок. Поглазеть на Гришку в форме фрица сбегается весь посёлок. Щёлкает хлопушка, звучит команда: мотор! И Григорий появляется в кадре — в каске, с автоматом наперевес. Режиссёр смотрит одобрительно. Но вдруг что-то идёт не по плану...
— Стоп, стоп! Что, что, что ты делаешь, что ты делаешь? Тебя просили поднимать или нет? Знаешь, сколько плёнки коту под хвост?
— Так это ж хлеб, как же его ногой?
— Тоже мне, праведник нашёлся!
— А чего ты орёшь? Ты его сеял?
— Кого?
— Хлеб, чтоб ногой?..
— Да ты же фашист!
— Кто фашист?
— Ты фашист!
— Я фашист?!
— Да не ты фашист... Этот эпизод не про нас с тобой, понимаешь? А про фашистов. А для них не было ничего святого. Они хуже зверей.
— Да знаю, понял!
Из мешка, который Гришка по сценарию отнимает у женщины с ребёнком, на землю выпадает... каравай свежего хлеба. Парень в недоумении: пнуть его ногой, смешать с пылью? Такое в его голове уложиться никак не может. Однако сценарий есть сценарий. Отступать от него нельзя. Григория убеждают: ведь это не по-настоящему, это роль, просто роль. И вот режиссёр отдаёт команду снимать новый дубль...
Короткометражную ленту Валерия Пономарёва «Дебют» можно без преувеличения назвать шедевром. По сути, это кинопритча, которая оригинально и ненавязчиво доносит до зрителей важную истину: есть вещи, которыми нельзя поступиться. Моральные принципы, которые немыслимо перешагнуть. Есть то, что свято, и что невозможно попрать. Такова глубокая мораль фильма. А вот интересные факты: картина действительно снималась в сельской местности, под белорусским городом Мстиславлем Могилёвской области, в массовке и эпизодах участвовали местные жители. А Григория сыграл Владимир Носик — актёр тогда только начинал свой творческий путь. Впоследствии он называл роль в короткометражке Валерия Пономарёва «Дебют» одной из самых светлых, а саму картину — очень важной. Давайте сами в этом убедимся, посмотрев её.
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Храм Рождества Иоанна Предтечи — Нижний Новгород

Фото: Piqsels
Нижний посад — один из старейших районов Нижнего Новгорода. Ещё в тринадцатом веке здесь, в устье реки Почайны, у подножия Дятловых гор, шумел торг. К шестнадцатому столетию прибрежная территория представляла собой оживлённую слободу из полутора тысяч дворов, с бесчисленными лавками и амбарами. Центром Нижнего посада стала церковь Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1612 году Козьма Минин огласил своё воззвание. Мужественный горожанин призвал тогда нижегородцев создать ополчение и защитить Москву от польских интервентов.
Иоанно-Предтеченская церковь в ту пору была деревянной. В камне её перестроили в 1683 году. Инициатором и организатором строительства стал успешный нижегородский промышленник Гавриил Дранишников. Он лично закупал материалы, нанимал каменщиков и отделочников и контролировал все этапы возведения церкви. К сожалению, меценат не дожил до освящения храма. Перед смертью он завещал всё свое состояние брату Лаврентию — с условием, что тот завершит богоугодное дело. И наследник с честью исполнил поручение.
Храм встал на склоне высокого холма, словно корабль на гребне волны. У его основания, под горой, строители обустроили так называемое «подцерковье» — просторные каменные помещения. Прихожане сдавали их внаём приезжим купцам и тем пополняли казну храма. В тридцатых годах девятнадцатого века эти строения снесли по велению императора Николая Первого. Он посетил Нижний и дал немало указаний по обустройству города. Вместо «подцерковья» соорудили каменную террасу, которая стала для храма своеобразным пьедесталом.
В 1882 году рядом с церковью Иоанна Предтечи построили часовню во имя Александра Невского. Так горожане почтили память императора Александра Второго, погибшего от рук террориста. Архитектурный ансамбль стал украшением Нижнего Посада. Он чудом уцелел после революции 1917 года. Безбожники закрыли Иоанно-Предтеченский храм вместе с Александровской часовней и приговорили к сносу. Однако, не снесли. Церковные строения приспособили под спортивную школу мотоциклистов и библиотеку.
В девяностых годах двадцатого века храм Иоанна Предтечи вновь стал принадлежать верующим. Горожане немало потрудились, чтобы вернуть зданию исторический облик. Научная реставрация завершилась в 2005-ом. В том же году 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй освятил возрожденную церковь Иоанна Предтечи. С тех пор богослужения в ней не прекращались.
Отреставрировали нижегородцы и Александровскую часовню. Небольшое изящное здание с фигурной островерхой крышей примыкает к Иоанно-Предтеченской церкви с северо-западной стороны. В народе часовню называют Царской. И этот эпитет не только напоминает о мученической кончине императора Александра Второго, но и свидетельствует об архитектурном великолепии здания.
Все выпуски программы ПроСтранствия







