Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Орел. Путешествие по городу
Орёл расположен на Среднерусской возвышенности, в трёхстах семидесяти километрах к югу от Москвы. Город был основан в 1566 году по указу царя Ивана Грозного. Крепость, возведённая на мысу, в месте слияния рек Оки и Орлика, предназначалась для защиты русского государства от набегов крымских татар. Со временем военное значение этого форпоста ослабело. С середины семнадцатого века Орёл, соединённый Окой с Калугой, Рязанью, Коломной, Муромом и другими городами, стал крупным центром торговли. Здешняя плодородная земля давала богатый урожай хлеба, и баржи доставляли зерно по всей России. Это способствовало процветанию купечества. И среди дворян в девятнадцатом веке считалось престижным иметь поместье в Орловской губернии. В своих усадьбах здесь проживали поэт Афанасий Фет и писатель Иван Тургенев. Землёй в окрестностях Орла владели представители таких фамилий, как Шереметевы, Куракины, Голицыны, Лопухины. Состоятельные граждане заботились о процветании города, и главным его украшением стали церкви. В начале двадцатого столетия Орёл называли городом храмов. Архитектурное великолепие серьёзно пострадало — сначала от безбожников после революции 1917 года, затем от фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны. В конце двадцатого века многие церкви удалось восстановить, и новых появилось немало. Сегодня Орёл вновь можно смело назвать городом храмов!
Радио ВЕРА в Орле можно слушать на частоте 95,6 FM
«Луна зимой»

Фото: Alfred Kenneally/Unsplash
«На печальные поляны льёт печальный свет она...» Эти пушкинские строки сами собою возникают в моей душе, когда в январское полнолуние я всматриваюсь в полуночное светило. Могу безотрывно созерцать таинственный лик Луны, с его светлой и несколько печальной тихой улыбкой. Что читаю, что вижу в нём? И сожаление о людской греховной немощи, и скорбное размышление о краткости нашего века под Луной... Но в полуприкрытых очах луны светится и благая надежда на неистощимое милосердие Божие, которым держится мир, видимый и невидимый.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Как церковная жизнь влияет на работоспособность. Алёна Боголюбова
Раньше мне казалось, что церковная жизнь требует определенных ресурсов. Надележе оказалось, что она является ихисточником. Иоднажды произошел случай, наглядно показывающий, как это работает.
Сижу накухне, пью кофе, читаю. Настоле стоит корзинка спасхальными яйцами. Тут заходит моя9-летняяплемянница Ника, берёт вруки голубое яичкои, хитро улыбаясь, спрашивает:
—Тётя Алёна, аВы знаете, как отличить сырое яичко отварёного?
—Знаю,— говорю,—надо покрутить его настоле.
—Да!—восклицает Ника ипоказывает, как это делается. Закручивает яйцо иубегает посвоим делам. Аясмотрю навращение, ивголове рождается аналогия. Если покрутить сырое яйцо, тооно сделает полборота иостановится. Аварёное может вращаться секунд 10. Это напомнило туэнергию, которая появилась сначалом моего воцерковления.
Помню, как увеличилась вразы моя работоспособность. Господь дал мне столько благодати, что помимо работы яуспевала ходить вхрам, заниматься волонтёрством, ездить впаломнические поездки идаже начала преподавать, давать частные уроки. Это, несчитая домашних хлопот ифитнеса. Плюс, тогдаже мызатеяли ремонт вмаминой квартире, иуменя появилось хобби— флористика.
Янеобесцениваю своё прошлое, нивкоем случае! Просто досвоего воцерковления ябудто была сырым яйцом. Внешне отваренного неотличишь, нокрутится нетак... Сейчас японимаю, чего нехватало дотого, как япришла влоно Церкви. Умения положиться наволю Божию. Отдать всё вЕго руки. Поверить по-настоящему, что всё отНего ибез Него мынеможем ничего.
Например, наднях получилось так, что меня одновременно ждали втрёх разных местах. Все три дела очень важные инебыло возможности перестроить планы. Нонадуше ноль переживаний. Одна спокойная уверенность, что всё будет так, как нужно. Помолилась:«Боже, пусть всё сложится наилучшим, для всех, образом». Ирезультат такой: одну встречу перенесли, вторую задержали непомоей вине, иянанеё успела. Атретью провели повидеосвязи.
Суть невбеспечном отношении ковсему, что снами происходит, автом, чтобы сохранить мир надуше. Если это удаётся, товсё остальное само как-то складывается. Ноэтот мир может дать только Бог.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











