
— Лукиан Попов. Портрет жены художника Иерофея Мехеда. Андрюша, тебе не кажется, что я похожа на женщину, которая изображена на этой картине?
— У вас, безусловно, много общего — мягкий овал лица, серые глаза, курносый нос. И взгляд у тебя, Алла, такой бывает — робкий и в то же время испытующий. Когда ты спрашиваешь о чём-то важном, преодолевая природную застенчивость. Хотя героиня полотна жила в девятнадцатом веке — автор запечатлел её в 1897 году.
— Лукиан Попов был тонким психологом! А я ничего не знаю об этом художнике. Расскажи о нём?
— С радостью! Тем более это уместно здесь, в Оренбургском музее изобразительных искусств. Когда галерея открылась в 1960 году, картины Попова стали основой её коллекции.
— Правда? А почему?
— Местным жителям работы Лукиана Васильевича особенно дороги, поскольку Оренбург — его малая родина. Здесь подростком художник получил первые уроки рисования.
— Родители нанимали ему учителей?
— Нет. Попов был из бедной семьи. В двенадцать лет его отдали прислуживать в писчебумажный магазин, где продавались кисти, краски, бумага и холсты. Мальчик познакомился с покупателями — местными художниками. Один из них — Иерофей Мехед, чью жену мы видим на портрете, заметил у Лукиана способности к рисованию. И стал с ним заниматься.
— Бесплатно?
— Да, совершенно бескорыстно! Иерофей Романович был человеком верующим и добросердечным, он преподавал иконопись в Оренбургской духовной семинарии. В семье Мехедов Лукиан нашел душевное тепло, поддержку, дружбу. И талант мальчика развился. Так, что на его рисунки обратил внимание столичный художник Аполлинарий Васнецов.
— А где они познакомились?
— В том же писчебумажном магазине. Будучи по делам в Оренбурге, Васнецов заказал здесь раму для картины. Лукиан осмелился показать маститому гостю свои работы. Апполинарий Михайлович посоветовал подростку получать образование в Санкт-Петербурге.
— Попов прислушался?
— Да! За время работы в магазине он накопил денег, перебрался в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Успешно его окончил, позднее стал академиком живописи. Но на родину всегда возвращался. И непременно навещал Иерофея Мехеда. В один из таких визитов Лукиан Попов и создал портрет супруги своего первого учителя.
— А что она была за человек?
— О Марии Саввичне Мехед почти ничего не известно. Пожалуй, больше всего поведать о ней может портрет, написанный Лукианом Поповым. Смотришь, и понимаешь, какой была героиня полотна — кроткой, нежной, мягкой.
— И скромной! На ней тёмно-серое закрытое платье, и никаких украшений, кроме кружевного шарфа, наброшенного на голову, струящегося по плечам.
— Портрет Марии Саввичны и о своём авторе, Лукиане Попове, свидетельствует красноречиво. Бедный провинциальный мальчик стал успешным художником, но никогда не забыл своих благодетелей, супругов Мехедов. Эта картина — памятник человеческой благодарности.
Портрет жены художника Иерофея Мехеда кисти Лукиана Попова можно увидеть в Оренбургском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема