Если спросить современного человека, с чем у него ассоциируется слово «Армагеддон», он скорее всего ответит - с концом света. Даже тот, кто плохо знаком со Священным Писанием, знает, что в одной из библейских книг - Откровении Иоанна Богослова, или, иначе, в Апокалипсисе, Армагеддон назван местом последней битвы между силами добра и зла. Но вряд ли многим известно, что это место обозначено на географических атласах. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту Израиля и найти на ней холм Мегиддо. Холм, или гора, по-еврейски звучит как Хар, и в итоге получается то самое апокалиптическое название - Хармегиддо.
Но почему именно этой земле апостол Иоанн предрек стать местом последнего сражения тьмы и света? Точно на этот таинственный вопрос ответить трудно. А вот предположения стали звучать с тех пор, как в девятнадцатом веке французские ученые Огюст Мариетт, Гастон Масперо и Жорж Легрен провели ряд научных исследований.
Комментарий эксперта:
Именно на холме Мегиддо египетский фараон Тутмос Третий разбил объединенное войско ханаанских царей в пятнадцатом веке до Рождества Христова. Эту битву подробно описал придворный хронист фараона Тутмоса Третьего. Его записи были утрачены, но выдержки из них, в том числе и рассказ о сражении при Мегиддо, сохранились на стенах в карнакском храме Амона, в так называемом Зале анналов. Битва Тутмоса Третьего с ханаанскими царями оказалась первым в истории человечества тщательно задокументированным вооружённым конфликтом. Записи на стенах карнакского храма дают представление о грандиозном масштабе этого сражения, с которого началось победоносное шествие фараона, расширившее границы Египта до невиданных ранее размеров. Логично предположить, что последней на Земле битве библейский автор определил произойти там, где некогда свершилась первая из известных.
Битва Тутмоса Третьего была первой, но далеко не последней состоявшейся в окрестностях Мегиддо исторической драмой. По словам Эрика Клайна, профессора американского университета имени Джорджа Вашингтона, «в течение столетий Мегиддо и долина Изреэль служили центром военных действий, которые определяли ход истории».
Город Мегиддо появился задолго до Иерусалима и Рима. Он занимал важное стратегическое положение, поскольку стоял на пересечении торговых путей. Именно поэтому в течение тысяч лет за Мегиддо шли кровавые бои. Двадцать пять раз город сгорал полностью, но люди упорно восстанавливали его. На холме с девятнадцатого века ведутся археологические раскопки, в ходе которых учеными вскрыт непрерывный комплекс поселений, насчитывающий 26 слоев. И в каждом метре каждого культурного слоя археологи находят большое количество человеческих останков. Это свидетельствует о том, что история Мегиддо не прерывалась, но чаще всего складывалась трагично для его жителей.
Не только военные баталии становились причиной массовой гибели людей в окрестностях Мегиддо. Здесь издавна был установлен языческий культ Ваала, в котором практиковались человеческие жертвоприношения. В тридцатых годах прошлого века группа американских археологов из Чикагского института Востоковедения под руководством Гордона Лауда обнаружила в самом древнем из слоев Мегиддо большой круглый жертвенник.
Комментарий эксперта:
Храмовые постройки и большой круглый жертвенник, обнаруженные в Мегиддо во время археологических раскопок, датируются разным временем. Самые древние постройки были сооружены в четвертом тысячелетии до Рождества Христова, самые поздние – в конце второго. Языческое святилище было оснащено двумя постаментами, предназначенными для изваяний ханаанских божеств – Ваала и Астарты. Вокруг жертвенника археологами было обнаружено множество обгоревших костей. То есть, на протяжении двух с половиной тысячелетий Мегиддо оставался центром религиозного культа, адепты которого приносили в жертву не только животных, но и людей.
В иудейской, а позднее и в христианской традиции Ваал отождествляется с Вельзевулом, представителем демонических сил. Вероятно, поэтому Иоанн Богослов назвал местом итогового сражения добра и зла гору Мегиддо, на которой в течение многих веков этот идол принимал кровавые жертвы и где он должен быть побеждён.
В Апокалипсисе, или, в переводе с греческого, Откровении, апостол призывает не страшиться грядущих событий Армагеддона. Ведь несмотря на то, что в ней описаны многочисленные катаклизмы, прежде всего это - весть о том, что в конце концов победит Бог, который есть любовь.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов