Во время правления царя Соломона Израиль достиг необычайного расцвета. Об этом свидетельствует среди прочих и тот факт, что премудрый Соломон первым в истории своего отечества стал содержать мощный конный корпус. До него еврейские цари не могли себе этого позволить. В Третьей книге царств говорится, что у Соломона было «сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы». Кавалерия была настолько многочисленной, что Соломон построил, как сказано в Священном Писании, «города для колесниц и города для конницы».
Возможно ли такое? Неужели и в самом деле целые поселения могли создаваться специально для размещения лошадей? Может быть это преувеличение? Ответ на этот вопрос неожиданно получили археологи Чикагского института Востоковедения во время экспедиции в Израиль, предпринятой в тридцатых годах двадцатого века. Группа американских ученых под руководством Гордона Лауда и Эдварда Чиера проводила раскопки на холме Мегиддо в западной части Изреэльской долины, открывая один за другим культурные слои древнего городища. Через десять лет упорного труда они достигли слоя, датируемого временем правления царя Соломона. И здесь археологов ожидала потрясающая находка!
Комментарий эксперта:
У края холма Мегиддо была обнаружена вымощенная камнями поверхность, разграниченная длинными рядами каменных столбов с квадратным срезом. Взорам ученых предстал обширный комплекс, разделенный на параллельные отсеки, каждый из которых соединялся с центральным проходом трехметровой ширины. Эдвард Чиер высказал предположение, что это сооружение – не что иное, как остатки конюшен, предназначенных для конницы царя Соломона. Догадку ученого укрепил еще и такой факт - в каменных столбах, огораживающих центральный проход с двух сторон, были обнаружены отверстия, которые очень удобно использовать для привязи. В каждом отсеке могло разместиться тридцать лошадей, а в целом комплекс был рассчитан на одновременное содержание четырехсот пятидесяти животных!
Очевидно, это был далеко это не единственный город-конюшня, построенный при царе Соломоне. И лошади, и колесницы считались в те времена ценным товаром. Главными экспортерами военных колесниц были Египет и Кува или, иначе говоря, Киликия – государство в Малой Азии. Об этом имеется свидетельство в Третьей книге Царств. Вот что там говорится: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят». Здесь же сообщается о том, что купцы при дворе Соломона занимались не только импортом, но и экспортом лошадей.
Экономический успех израильтян в десятом веке до Рождества Христова был обусловлен, во-первых, удачным географическим положением – через царство проходили все самые важные караванные пути, а во-вторых – дипломатическими талантами царя Соломона, который на протяжении всего времени своего правления сохранял мирные отношения с соседними государствами. Это давало возможность израильским купцам быть посредниками в международной торговле. Так, например, быстроходные двухколесные военные и охотничьи колесницы, изготовленные египетскими мастерами, израильтяне распространяли по всей Малой Азии, а для их изготовления доставляли в Египет особую древесину из Сирии. Те же торговые пути использовались при продаже лошадей из Киликии. И одной из ключевых точек на пересечении этих путей являлся город Мегиддо.
Комментарий эксперта:
Этот древний город впервые упоминается в исторических хрониках пятнадцатого века до Рождества Христова в связи с битвой египетского фараона Тутмоса Третьего. В результате этого сражения фараон разгромил объединенные войска ста девятнадцати ханаАнских городов-государств, установив власть Египта в Северной Палестине. Современные археологические изыскания показали, что уже тогда Мегиддо обладал продуманной планировкой со всеми признаками городской инфраструктуры. Однако, в Третьей книге Царств Мегиддо упоминается в списке городов, построенных Соломоном, то есть пятью веками позже.
Вероятнее всего, речь идет о существенной перестройке. Во времена Соломона Мегиддо являлся центром одной из провинций объединенного Израильского царства. И, по всей видимости, этому поселению царь присвоил статус «города для колесниц», обустроив здесь целую систему конюшен для содержания породистых лошадей, предназначенных как для продажи, так и для личного пользования.
Находка археологов Чикагского института Востоковедения ярко иллюстрирует предположение, что во времена царя Соломона Мегиддо был одним из упоминаемых в Библии «городов для конницы». А размер обнаруженной учеными царской конюшни дает нам представление о том, сколь процветающей страной был древний Израиль в его имперские времена.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!