
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Чтобы понять тот или иной текст, необходимо знать, при каких обстоятельствах он был написан, какие мотивы двигали автором и, самое главное, какие цели автор преследовал. Всё перечисленное имеет отношение ко всем более-менее осмысленным, качественным литературным произведениям. И уж точно имеет отношение к Священному Писанию. Убедиться в этом можно, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Апостол Пётр однажды написал, что из-под пера его собрата и коллеги по апостольскому служению — Павла — иногда выходит нечто неудобовразумительное. Иными словами — не слишком понятное для неискушённого читателя. Вот и прозвучавшие строки из послания к христианам города Рима могут привести в некоторое недоумение — что именно хотел сказать апостол Павел? Ведь на первый взгляд кажется, что он вовсе лишает религиозную жизнь какого-либо значения.
Судите сами. Апостол пишет, что Бог, являясь нелицеприятным (то есть абсолютно справедливым), будет по-разному судить людей. В зависимости от того, в какой ситуации жил и действовал тот или иной человек. Так вот — ветхозаветные иудеи будут судиться на основании закона Моисея, а язычники — по закону совести. И если поступки тех и других окажутся в согласии с тем или иным видом закона, то можно надеяться на оправдание. «Как это так?» — спросите вы. Не должно ли всё обстоять иначе?
Как кажется, гораздо правильнее было бы апостолу Павлу рассуждать так. Есть богооткровенный закон — закон Моисея. Исполняешь его — спасаешься, нарушаешь — погибаешь. А те, кто вне закона, должны погибнуть просто все. Ведь они не имеют отношения к закону. Не так ли? Но апостол Павел считает иначе. И ключом к пониманию его логики являются слова, которыми завершается сегодняшний отрывок: «Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа».
Православная Церковь живёт с верой, что однажды Спаситель придёт второй раз. И тогда состоит Страшный суд, во время которого определится конечная участь каждого человека. Одни сподобятся вечной радости, другие — вечного осуждения. Сам Христос, описывая Страшный суд, указывает, что главным критерием его (то есть суда) станет милосердие. Спаситель будет спрашивать у каждого человека — сделал ли он что-то доброе по отношению к Сыну Божьему? Не столько напрямую, сколько через служение людям. И это будет не просто вычисление баланса добрых и злых поступков. Войти в Царство Божие смогут только те, кто через милосердие сроднился со Христом, стал на Него похожим. И, соответственно, не внешне, а изнутри начал принадлежать к реальности Царства Божия.
Вот, собственно, что желает сказать апостол Павел. Все люди разные. Одни родились в истинной вере, другие — за её пределами. Но Бог, по словам того же Павла, каждому человеку желает спастись. И каждого стремится наставить на путь истины и любви. Кому-то посчастливилось идти прямой дорогой Богооткровенной веры. А кто-то пока находится в сумерках религиозных заблуждений. Да. И этому человеку даётся Богом возможность сделать что-либо доброе, светлое — или как пишет Павел, исполнить дело закона, написанное в их, то есть язычников, сердцах.
Но для апостола данная участь не представляется идеальной. Он всячески стремится к тому, чтобы люди достигли не просто какого-то оправдания, но именно святости во Христе, сродственности с Сыном Божиим. Поэтому, понимая, что можно при ряде условий надеяться на милость Господа, если исполняешь только предписанное совестью, Павел, тем не менее, усердно проповедовал евангельское учение Христа Спасителя. Не только желая поделиться радостью веры, но точно зная — ему лично Богом предписано совершать апостольское служение. Потому Павел и пишет в другом своём послании — горе мне, если не проповедую. Свидетельствовать о вере обязан был не только апостол Павел. Апостольская миссия возложена на каждого члена Церкви. Потому давайте и мы будем стремиться исполнить то, что предписано именно нам, православным христианам, свидетельствуя об истинной вере и словом, и делом тем, кто пока не нашёл Христа, чтобы и эти люди не блуждали в сумерках, но вышли к свету истинного учения Господа Иисуса, обретя не просто оправдание, но совершенство святости во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

Комментирует священник Антоний Борисов.
В окружающем нас мире есть множество причин для печали. Но Господь велит нам не унывать! И не терять надежды, подражая великим святым. В том числе — апостолу Павлу, имевшему множество поводов для уныния, но его победившему. Отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Как известно, Римская империя признала христианство в 313 году, когда святой император Константин Великий подписал знаменитый Миланский эдикт. Гонения на последователей Спасителя закончились. Христианская вера стала быстро распространяться по регионам империи — в том числе благодаря тому, что веру в Спасителя принял сам император. Однако пережитки языческого прошлого довольно долго ещё давали о себе знать. Так, например, Рим ещё около века праздновал военные победы, устраивая гладиаторские бои в Колизее и на других стадионах. Рабы-гладиаторы развлекали толпы собравшихся, убивая друг друга. Среди зрителей были, к сожалению, и христиане, не видевшие ничего плохого в том, чтобы вместе со всеми отмечать государственные торжества, восклицая: «Убей, убей!»
Однажды в Рим по церковной необходимости прибыл монах-пустынник Телемах. Войдя в город, он увидел толпы людей, шедших к Колизею. Телемах отправился посмотреть — что привлекло внимание столичных жителей. Оказалось, что гладиаторские бои. Монах был крайне расстроен тем, что одни люди с упоением могут смотреть на то, как убивают других людей. Не желая терпеть такого беззакония, Телемах выскочил на арену и призвал зрителей к милосердию.
В монаха полетели камни. Бросали их, в том числе, и христиане, увлечённые жестокой забавой. Телемах погиб на арене Колизея, стал мучеником практически через сто лет после того, как гонения на христиан в Римской империи были прекращены. Печально, но среди убийц подвижника оказались его единоверцы. Тем не менее, жертва Телемаха не была бессмысленной. После его гибели в 404 году гладиаторские бои в Римской империи государство официально запретило.
Какое отношение имеет история святого Телемаха к прозвучавшему апостольскому чтению? На самом деле, самое непосредственное. Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, напоминает им, что христианин не имеет права пребывать в лицемерии, совмещать в своей жизни служение Богу и потакание порокам. Многие из коринфян полагали, что могут верить во Христа и при этом соблюдать прежние языческие обычаи. Например, посещать культовые собрания в капище Афродиты.
На двух стульях усидеть нельзя. Невозможно одновременно поклоняться Богу и дьяволу. Рано или поздно, человек встанет перед выбором — что сохранить, а что отбросить? И это не какая-то теоретическая дилемма, а самое важное в жизни решение. Потому что речь идёт не просто о декларации намерений. Вовсе нет. Здесь мы имеем дело с реальными поступками. Древние христиане Коринфа выбирали между целомудрием во Христе и блудной жизнью в капище Афродиты. Древние христиане Рима выбирали между бережным отношением к чужой жизни и греховным наслаждением от кровавых побоищ.
Времена изменились, но каждый, кто считает себя учеником Спасителя, однажды встречается с непростым для принятия решения вызовом. Поступить по совести, сохраняя верность Богу, или же поддаться греху, оправдывая его эмоциональной слабостью, верностью традициям, нежеланием выделяться. Речь не идёт о каком-то фанатизме. Тут разговор об ином. О сохранении себя, о желании принести в этот мир правду Божию. Или как пишет апостол Павел: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Христиане, таким образом, сильны не внешним могуществом, а внутренней крепостью — верностью Спасителю и словом, и делом. Христианство изменило Римскую империю потому, что не словами только, но реальными делами, верные Господу Иисусу люди подтверждали, что осознанно отвергают зло, встают на сторону добра. Между Богом и дьяволом выбирают Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность учиться и развиваться для участников акции «Портфель доброты»

Благотворительный фонд «Подари Подарок» помогает семьям в сложной жизненной ситуации из разных регионов России. Ежегодно в конце лета фонд проводит акцию «Портфель доброты», чтобы поддержать детей, которые хотят учиться и развиваться, но по разным причинам не имеют для этого возможности.
8-летний Ваня из Республики Башкортостан несмотря на двигательные нарушения ходит в школу. Мальчик увлекается пением и любит активно проводить время. Ваня мечтает о лыжном комплекте для физкультуры, чтобы полноценно заниматься спортом и быть наравне с другими ребятами в классе. Кроме этого, ему необходима виброплатформа для улучшения координации и походки. А ещё планшет, чтобы Ваня продолжал учиться даже во время курсов реабилитации.
11-летняя Алиса из Кировской области в раннем детстве лишилась зрения и с тех пор познаёт мир через прикосновения и звуки. Девочка учится в школе, интересуется программированием и современными технологиями. В будущем Алиса хочет создавать полезные компьютерные программы для незрячих детей. Чтобы девочка могла полноценно заниматься в школе, ей необходимы специальные тетради для письма шрифтом Брайля.
С вашей поддержкой Ваня, Алиса и другие участники акции «Портфель доброты» смогут воплотить свои мечты в реальность.
На сайте фонда «Подари Подарок» можно прочитать истории всех подопечных и выбрать тех, кому вы хотите помочь. Их нужды самые разные, начиная с тетрадей и ручек. Затем купить конкретный подарок и отправить его в город проживания семьи. Либо сделать любой денежный перевод. Кроме этого, вы можете рассказать об акции «Портфель доброты» друзьям и знакомым, что тоже станет хорошей поддержкой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Александр Абросимов

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета Александр Абросимов.
Разговор шёл о жизни, служении и богословских трудах святого XIX-го века праведного Иоанна Кронштадтского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Третья беседа со священником Павлом Каледой была посвящена святителю Феофану Затворнику.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер