Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











