
Смерть. Бог её не создавал. Она противоестественна. Поэтому мы испытываем невыносимую боль, когда теряем близких.
Я познакомилась со смертью несколько лет назад, когда умер мой духовный отец. И поняла, что любовь, которую открыл нам Христос, в тысячу, нет в несчётное количество раз сильнее смерти.
В январе этого года не стало моей бабушки, моей любимой бабули, на которую я была так похожа. Мне говорили об этом с детства. А бабуля всегда улыбалась, когда кто-то из родственников говорил о нашем внешнем сходстве.
Бабушка любила меня невозможно сильно. Этой зимой её не стало.
Очередная пощечина от смерти, которая всё время ходит где-то рядом и забирает близких.
Поначалу казалось, что я не перенесу еще одну разлуку. Но постепенно сквозь тьму горя стал проникать луч света, надежды. И я словно вспомнила о том, что для меня самое дорогое в нашей вере. Пасха!
Христос уже победил смерть! Значит, смерть лишена власти над нами, и над теми, кого мы любим. Да мы разлучаемся с близкими, но Господь подарил нам обетование будущей встречи.
Главное — не забывать, что Воскресению Христову предшествовал Крест.
Сначала своей человеческой сущностью Господь умер. Спаситель истребил смерть, пройдя этот путь, от Креста до шеола, откуда вывел всех, кто так Его ждал. Христос победил смерть и открыл каждому из нас дверь в жизнь вечную.
И если я верю в Него, и в Жизнь, то смогу пережить все расставания.
Пройдя через множество разлук, буду знать, что это не навсегда. Получив множество пощечин от смерти, выстою, потому что Господь упразднил её Своей любовью к человечеству и каждому человеку. И пусть я очень и очень скучаю по своему духовному отцу, бабушке, дяде и многим другим, кто перешел черту вечности, но вслед за Иоанном Злотоустом, снова и снова повторю: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя Победа?». Потому что придет час, и мы снова будем вместе с любимыми. Ведь смерть временна, а Любовь — вечна.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
«Христианское понимание счастья». Священник Григорий Геронимус

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Мы о христианском понимании счастья, что об этом говорится в Евангелии и как счастье понимается в современном обществе и как раскрывается в известных литературных произведениях.
В центре разговора размышления о счастьее и блаженстве. По словам отца Григория, блаженство — дар Божий, глубокое внутреннее состояние, укоренённое в духовной жизни и связи с Богом. Заповеди блаженств указывают путь веры, покаяния, преодоления страданий и служения ближнему. «Путь в Царство Небесное — это не прогулка, а вскарабкивание», — говорит священник.
Отец Григорий делится опытом многодетной семьи, рассуждает о счастье как служении и благодарности, о различии между удовольствием и грехом, зависимости и тщеславия. Особое внимание — «неявным благодеяниям»: скорбям, которые воспринимаются как страдания, но ведут к духовному росту. «Если человек умеет благодарить, он становится счастливым», — подчёркивает он. Разговор касается и надежды на жизнь будущего века, а также примера святителя Луки Войно-Ясенецкого, сказавшего: «Я полюбил страдания». Христианская жизнь невозможна без Божьей помощи и каждый, кто идёт этим путём, не останется без поддержки.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Исторические оперы Могучей кучки

Фото: Kazuo ota / Unsplash
В середине XIX века в России возрос интерес к национальной истории, культуре и традициям. Особенно это прослеживалось в сфере искусства: русские художники, литераторы и музыканты стали чаще брать за основу своих произведений русские фольклорные и исторические сюжеты. Среди музыкантов эта идея принадлежала творческому объединению композиторов, которое образовалось в Санкт-Петербурге в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века. В него входили пять талантливых композиторов: глава кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Александр Бородин. Своей целью они определили создание и развитие национальной русской музыки, поэтому изучали церковное пение и фольклор, чтобы использовать русские мотивы в музыкальных произведениях. В 1867 году художественный и музыкальный критик Владимир Стасов написал об этих композиторах в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже "Могучей кучки" русских музыкантов». С этого момента объединение стали называть «Могучей кучкой». Идеи этого кружка нашли особое отражение в опере — театрализованном музыкальном произведении. За основу сюжетов для опер композиторы не раз брали события из истории России.
Так, в 1874 году на сцене Мариинского театра была поставлена опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сюжетная линия создавалась по мотивам трагедии, написанной Александром Пушкиным о царе Борисе, который правил Русским царством в годы Смутного времени. Кроме этого, для написания либретто композитор использовал «Историю государства Российского» Николая Карамзина. Постановка понравилась публике, но получила и критические отзывы за музыкальную составляющую. В 1881 году Мусоргский умер, а оперу «Борис Годунов» спустя 15 лет отредактировал и представил Николай Римский-Корсаков. Именно в этой версии «Борис Годунов» получил широкую популярность.
Кроме этой оперы Римский-Корсаков дописал и представил ещё одно музыкальное произведение Модеста Мусоргского — оперу «Хованщина». Мусоргский работал над ней вплоть до своей смерти, знакомился с трудами историков и документами. Опера погружала зрителей в атмосферу конца XVII века, когда в ходе стрелецкого бунта в Москве ненадолго утвердилась власть князя Ивана Хованского.
Одним их самых ярких произведений представителей «Могучей кучки» стала опера Александра Бородина — «Князь Игорь». В её основу лёг сюжет памятника древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», который рассказывает о трагическом походе на половцев князя Игоря Святославовича из Новгород-Северского княжества. Сценарий для оперы подготовил критик Владимир Стасов, опираясь на этот текст Бородин создал либретто. Музыкант тоже обращался к летописям и даже половецкому фольклору, чтобы лучше воссоздать национальный колорит и атмосферу.
Кроме опер, композиторы «Могучей кучки» создали множество музыкальных шедевров, знаменитых в России и за рубежом. Их произведения смогли сочетать в себе глубокую любовь к русской культуре и музыкальное мастерство. Благодаря «Могучей кучке» русская национальная музыка получила новый вектор развития и нашла своё продолжение в творчестве музыкантов последующих поколений. Сейчас оперы «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь» продолжают ставить в российских и зарубежных музыкальных театрах, где зрители могут услышать невероятную музыку и погрузиться в атмосферу исторического прошлого.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 76. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно замечено, что очень легко веровать в Бога тогда, когда в жизни всё хорошо; почти невозможно веровать в состоянии горя и отчаяния. Если в радости кажется, что Бог близок и слышит каждое наше слово, то в горе Он как будто бы исчезает, и нужно мужество, чтобы сохранить веру в такие периоды жизни. Авторам Псалтыри тоже доводилось переживать крайне тяжёлые ситуации, однако они ни на секунду не утрачивали своей веры. Свой опыт они изложили в псалмах. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 76-й псалом, в котором автор псалма Асаф проходит путь от крайнего отчаяния к надежде. Давайте пройдём этот путь вместе с ним.
Псалом 76.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот моё горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог наш!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Своё среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Асаф недвусмысленно свидетельствует, что в день скорби его мысли обращены к Богу: «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простёрта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс. 76:3). Мы видим, что поиск ни к чему не приводит, Асаф не говорит, что он в скорби нашёл Господа, нет, он Его ищет, душа же Асафа не может найти себе утешения, и это ещё одно свидетельство молчания Бога, ведь если Бог отвечает человеку, то уже не может идти речи о скорби.
Но что делает автор псалма в этой ситуации? Пожалуй, то, что мало какой человек догадается сделать: он начинает вспоминать о тех великих делах Божиих, которые были в прошлом: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:12).
Оставшаяся часть псалма посвящена таким воспоминаниям, можно было бы ожидать, что Асаф после перечисления некоторых великих дел Божиих напишет о полученном утешении, об окончании периода скорби, но концовка псалма иная: «Как стадо, вёл Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона» (Пс. 76:21).
Можно было бы подумать, что Асаф не обрёл ожидаемого утешения, однако это не так. Да, водительство Бога через Моисея и Аарона — это одно из чудес Божиих, явленных над потомками Иакова, но здесь совершенно неслучайно стоит сравнение народа со стадом. Народ состоит из людей, а стадо — из скота. Люди — существа разумные, о скоте же этого сказать нельзя. Увы, но и люди иной раз уподобляются стаду, и происходит это тогда, когда мы перестаём понимать свой путь, перестаём ясно видеть, куда нам надлежит двигаться. Собственно, такое случается в состоянии скорби. Асаф это понял, он понял, что его непонимание — это непонимание человека, который не в состоянии осознать замысел Божий, человека, который в этом отношении подобен животному, а потому самый лучший выбор — это просто довериться Богу, рано или поздно Бог ответит на все вопросы, и никогда не оставит без Своего благословения того, кто Ему доверяет.