В XIV веке имя рыцаря Жоффруа де Шарни было хорошо известно во Франции. Храбрый воин, преданный вассал короля Иоанна II. Последний свой бой он принял в возрасте 56 лет. Шла Столетняя война с Англией. В одном из крупнейших сражений, битве при Пуатье, погиб весь цвет французского дворянства, в том числе и доблестный де Шарни. Но известен он, прежде всего, другим.
За три года до своей гибели рыцарь публично объявил о том, что является владельцем великой реликвии – плащаница, в которую был завёрнут после казни сам Господь Иисус Христос. Де Шарни публично выставил святыню в храме города Лирей, чем вызвал гнев местного епископа, посчитавшего её подделкой. Прошло три с половиной десятилетия, прежде чем сын де Шарни с разрешения Папы Римского вновь продемонстрировал реликвию обществу. Впоследствии Мария, внучка рыцаря, передала ее герцогам Савойским. А они в 1578 – в Туринский собор Иоанна Крестителя, где плащаница хранится и поныне, запечатанная в драгоценном ковчеге. Лишь изредка ее разворачивают и выставляют на всеобщее обозрение. В эти дни город наполняют толпы туристов и паломников. Христиане со всего мира едут в Турин поклониться плащанице Христовой. Между тем, среди ученых не утихают споры. Одни считают Туринскую плащаницу подлинной, другие – подделкой. Скептически настроенным историкам не дает покоя вопрос: как святыня могла оказаться у Жоффруа де Шарни, за тысячи километров от Иерусалима? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Мнение эксперта:
Все четыре Евангелия упоминают, как знатный человек по имени Иосиф пришёл к Пилату и попросил выдать ему тело распятого Иисуса. Саван, в который он завернул Христа, Иосиф купил. Это было обычное полотно, какими торговали в тот год в Иерусалиме. Его и нашли в пустой гробнице после воскресения Спасителя. Историки предполагают, что саван первоначально хранился в Иерусалиме. Затем был увезён в один из крупных христианских центров поздней античности - город Эдессу, на территории современной Турции. Существует легенда, что плащаницу спрятали в тайнике, устроенном в крепостной стене. Возможно, так и случилось в VII веке, когда город попал под власть арабов.
Но византийцы вскоре вернулись. Они взяли город штурмом, и увезли плащаницу в Константинополь. О том, насколько жители византийской столицы уважали святыню, свидетельствует её местонахождение. Реликвия хранилась в главном городском соборе - Софийском, расположенном рядом с дворцом императора.
В конце XII - начале XIII веков плащаницу выставляли для поклонения каждую пятницу. Её собственными глазами видели новгородский архиепископ Антоний, и крестоносец Роберт де КларИ, оставившие об этом записи. Де Клари был в числе воинов, взявших Константинополь в 1204 году. После этого завоевания следы плащаницы теряются на долгие полтора столетия. Куда исчезло святое полотно? Как оно попало из Константинополя во Францию?
Мнение эксперта:
Английский исследователь Ян Уилсон считает, что плащаницу во Францию привезли тамплиеры, рыцари одного из самых могущественных христианских орденов эпохи Крестовых походов. Историкам известно, что тамплиеры сыграли немалую роль в организации IV Крестового похода. По мнению Уилсона, рыцари, завладевшие плащаницей, отнеслись к ней как к святыне и скрыли ее от чужих глаз. Очевидно Жоффруа де Шарни был как-то связан с этими людьми. Разумеется, это только предположение. Но во всяком случае нам доподлинно известно, что родственник рыцаря занимал у тамплиеров высокое положение. Вероятно, через него святыня и попала в семью де Шарни.
Современная наука косвенно подтвердила маршрут, которым везли плащаницу. Известный в Европе эксперт-криминалист Макс Фрей провёл необычные исследования. В 1973 во время одного из публичных показов плащаницы он с помощью клейкой ленты снял с её поверхности образцы пыли. Криминалисту понадобилось несколько лет упорного труда, чтобы исследовать микрочастицы пыльцы, содержащейся в этой пыли. Оказалось, что пыльца в основном принадлежит растениям, которые можно встретить на Ближнем Востоке, пригородах Иерусалима, а также Эдессы и Константинополя. Эти выводы развил американский профессор Алан ВАнгер. Изучая фотографии при большом увеличении Вангер предположил, что часть отпечатков вокруг тела Христа – это следы от цветов. Сравнивая отпечатки с рисунками цветов в натуральную величину, американский учёный определил 28 разновидностей растений. Двадцать из них относятся к местности, где распяли Христа.
Невозможно предположить, что некие средневековые фальсификаторы специально ездили из Европы в Иерусалим, чтобы собрать там пыльцу растений. Таким образом результаты исследований Макса Фрея и Алана Вангера подтверждают ближневосточное происхождение Туринской плащаницы.
Игорь Маранин
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.