
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Достаточно ли для того, чтобы иметь с Богом добрые отношения, быть крещёным во Христа, иногда посещать храм и с уважением относиться к разнообразным проявлениям той культурной традиции, которая сложилась вокруг веры во Христа? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Отрывок, который мы только что услышали, — это вступление послания апостола Павла общине христиан в Риме. Начинает апостол с того, что вкратце напоминает своим адресатам об истоках христианской веры. Тем, кто пришёл в Церковь из иудейской религии, это было известно с самого рождения. Они прекрасно знали, что о Христе предсказывали древние пророки, о том, что родиться Христос должен был от царя Давида, они знали священные писания, в которых содержались все эти предсказания. Это была не только их вера, но и их культура. Однако, римская община состояла в основном из тех, кто ранее принадлежал к языческим религиям. Все эти люди были воспитаны в других культурных традициях. А потому апостол вынужден напоминать им прописные истины, без которых им сложно будет понять, о чём будет идти речь в его послании дальше.
Во второй части отрывка Павел переходит к сути своего обращения. Он говорит, что Иисус Христос — это та сила, благодаря которой стало возможно спасение. И эта сила дана всем. Не только иудеям, но и эллинам. Под словом «эллин» Павел подразумевает всякого представителя языческой культуры, которая на тот момент была эллинистической, то есть греко-римской. Иными словами, для того, чтобы получить спасение и благодать от Бога, теперь нет необходимости становиться иудеем, как раньше. Христианство — это религия универсальная. Она предназначена для всех народов, для всех национальностей и рас. Для каждого человека, который рождается в этот мир. Как говорит Павел, и для иудеев, и для эллинов, и для варваров, и для мудрецов, и для невежд. И всякий теперь может познать правду Божию, которая открывается для него глубже и шире, если он стремится возрастать «от веры в веру».
Что означает это выражение «возрастать от веры в веру»? Это означает, что верующий во Христа призван приучить себя на регулярной основе делать выбор, как ему поступить: как он сам считает нужным и правильным, или поинтересоваться, а что по этому поводу думает Бог? На практике это означает приучить себя в начале каждого дела в течение дня направлять своё внимание ко Творцу и спрашивать Его: «Боже, я хочу поступить так-то и так-то, а чего хочешь Ты?». Если мы будет искренне заинтересованы в том, чтобы услышать ответ, то его подскажет или сердце, или священные тексты, или опытные люди, или же Господь пошлёт на нас волну событий. Наша задача быть внимательными, чтобы увидеть эту подсказку и быть отважными и решительными, чтобы последовать ей и совершить, возможно, новое и непривычное для нас действие. Даже если это будет ошибка, не страшно. Ведь мы доверились Творцу. А Он знает, что нам порой необходимо пройти и через ошибки. Ведь как иначе мы станем опытными? Хуже, если мы не будем совершать этой внутренней работы. Если мы не научимся разговаривать с Богом, если не будем доверять себя и свою жизнь в Его руки. Да, безусловно, это риск. Словно шаг в пустоту. Но без него не будет никакого развития веры. И благодать надолго не будет задерживаться в нашем сердце.
Возможно, это повод задуматься. Конечно, очень хорошо, если мы знаем основы своей религиозной традиции. Прекрасно, если мы с уважением относимся к Церковным обычаям, принимаем участие в её ритуалах, обрядах и таинствах. Однако важно помнить, что острие духовной жизни — это умение постоянно задавать себе вопрос: «Господи, а как мне поступить в этой ситуации?». Вся церковная традиция с её установлениями существует, чтобы мы не забывали этот вопрос задавать почаще, чтобы мы научились слышать на него ответ, и чтобы, самое главное, услышав его, имели мужество преодолеть свой страх, и нашли бы в себе силы совершить поступок, особенно в тех случаях, когда этот ответ нас не устраивает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема