
Несмотря на то, что псалмы — это произведения древнееврейской литературы, которые были написаны задолго до пришествия в мир Иисуса Христа, есть среди них такие, которые рассказывают нам нечто о жизни Спасителя. Такие псалмы получили название мессианские. То есть псалмы, в которых мы находим пророчества о Мессии. Второй псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением, один из таких мессианских псалмов. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Учёные-богословы предполагают, что только что прозвучавший псалом в древние времена исполнялся при коронации, когда еврейский царь восходил на Иерусалимский трон. Также вполне вероятно, что каждый год в день памяти об этом событии эту молитву исполняли в храме. И содержание псалма отражает его торжественную функцию.
Псалмопевец указывает на божественное происхождение царской власти. Он предупреждает бунтовщиков, мятежников и заговорщиков, в том числе из числа царьков соседних государств, что царь Израилев — ставленник Господа. Чтобы подчеркнуть это, он использует специальное слово — «Машиах». В греческом варианте Машиах звучит как Христос, то есть Помазанник. В древнееврейской традиции на голову наречённому царю возливали благовонное масло, что символизировало особое благословение Божие, которое получает правитель, вступая на престол.
Далее псалмопевец описывает, какова может быть реакция Бога, если люди устроят заговор против Его ставленника. Он среагирует так, как реагировал бы любящий и заботливый отец, сыну которого угрожает опасность. Подобно тому как в соседних государствах правители считались детьми богов, такое же воззрение на отношение царя и Господа существовало и у евреев. Бог усыновляет правителя и его потомков. Все они наследники Творца. А потому неприкосновенны. Более того, Небесный Отец даст Своему Помазаннику — Царю Израиля — во владение все народы и всю землю, а также наполнит Его силой одержать над ними верх. Как говорится в псалме «Ты порази́шь их же́злом желе́зным; сокруши́шь их, как сосу́д горше́чника».
В заключение автор псалма призывает всех покориться Богу и служить Ему со страхом и трепетом. А видимым проявлением этого смирения должно стать почитание Его Помазанника и Наследника. Поэтому он и призывает «Почтите Сына». В тексте оригинала выражение более конкретное — «Целуйте Сына». Исследователи предполагают, что речь может идти о целовании ног царя. На Древнем Востоке это жест покорности вассала своему правителю.
В христианской традиции этот псалом напрямую связывают с личностью Иисуса. Он тот Машиах, Христос. И это не удивительно. Ведь Спаситель происходил из царственного рода Давида. Кроме того, согласно христианскому вероучению, Он является не просто символически и номинально Сыном Бога, но буквально. И мы видим, как в Евангелии Бог-Отец неоднократно Сам называет Его Своим Сыном. Во время Крещения на реке Иордан и во время Преображения на горе Фавор мы слышим одни и те же слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». Считается, что это отсылка к словам второго псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Апостол Павел прямо цитирует этот стих, утверждая, что речь идёт об Иисусе Христе. На Него ополчились сильные мира сего во главе с первосвященниками, Иродом и Понтием Пилатом. Однако страдания, смерть и воскресение Христа стали тем помазанием, которое явило Его царское достоинство и привело к Нему на поклонение народы всей земли.
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема