Как-то, будучи трудником в Оптиной пустыни, я протирал застеклённые иконы. В этот момент подошёл священник и сделал замечание:
— Всё нужно делать с благоговением, — сказал он и объяснил, что наносить средство следует на тряпку, а не брызгать на стекло.
Раньше я считал, что благоговение — это нечто, вроде внутреннего настроя. Но батюшка указал мне именно на внешнее отношение. И он был прав. Мнет стало действительно стыдно за то, что я направлял струю в лица святым. Только почему я об этом не задумывался раньше?
Захотелось разобраться с самим понятием «благоговение». Решил посмотреть, что на эту тему писали святые отцы. У Паисия Святогорца прочитал такие слова: «Благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию».
А у Игнатия Брянчанинова нашёл наставления о «наружном благоговении». Он считал его нужным и полезным, особенно для тех, кто только начинает воцерковляться. У новоначальных верующих во время молитвы — цитирую: «расположение души наиболее сообразуется с положением тела».
По наставлениям святых отцов я сделал вывод: с помощью внешних проявлений благоговения можно повлиять на внутренний настрой. Но как именно нужно себя вести? Например, что значит благоговейно совершать поклоны, или прикладываться к иконам?
Да, я и раньше понимал, что храм — это особое место, и вёл себя соответствующим образом: передвигался медленно, разговаривал тихо, прикладывался к иконам аккуратно. Но действие благодати ощущалось не всегда. И для меня было нормой уходить из храма без чувства, что на душе стало светлее. Не знал, что могу влиять на это.
Всё изменилось, когда у Феофана Затворника я прочитал, что благоговение не должно быть «мучительным страхом, который чувствует раб к своему строгому господину». Эти чувства он называл «несовместимыми с любовию к Богу».
Само слово — благоговение по-гречески звучит как «эвлавиа» и означает осторожность. И я всегда вёл себя в храме осторожно, но больше из страха. Мол, Господь накажет, если буду вести себя иначе. Откуда взялись подобные предрассудки — не знаю. Но как только я избавился от этих мыслей, мои внешние действия начали благотворно влиять на внутреннее состояние.
Почувствовал, что святые на иконах, к которым я прикладываюсь, меня слушают. Каждый поклон и крестное знамение теперь имеют более глубокий смысл. Чувство умиления во время службы пробуждается быстрее, на душе становится теплее и светлее.
Конечно, это только частное мнение, которое может измениться. Я понимаю, что благодать — это не что-то механическое. Но и благоговение для меня — это не просто какой-то набор внешних действий. Это личный опыт общения с Богом, после которого я выхожу из храма умиротворённым, спокойным.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











