
Как-то, будучи трудником в Оптиной пустыни, я протирал застеклённые иконы. В этот момент подошёл священник и сделал замечание:
— Всё нужно делать с благоговением, — сказал он и объяснил, что наносить средство следует на тряпку, а не брызгать на стекло.
Раньше я считал, что благоговение — это нечто, вроде внутреннего настроя. Но батюшка указал мне именно на внешнее отношение. И он был прав. Мнет стало действительно стыдно за то, что я направлял струю в лица святым. Только почему я об этом не задумывался раньше?
Захотелось разобраться с самим понятием «благоговение». Решил посмотреть, что на эту тему писали святые отцы. У Паисия Святогорца прочитал такие слова: «Благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию».
А у Игнатия Брянчанинова нашёл наставления о «наружном благоговении». Он считал его нужным и полезным, особенно для тех, кто только начинает воцерковляться. У новоначальных верующих во время молитвы — цитирую: «расположение души наиболее сообразуется с положением тела».
По наставлениям святых отцов я сделал вывод: с помощью внешних проявлений благоговения можно повлиять на внутренний настрой. Но как именно нужно себя вести? Например, что значит благоговейно совершать поклоны, или прикладываться к иконам?
Да, я и раньше понимал, что храм — это особое место, и вёл себя соответствующим образом: передвигался медленно, разговаривал тихо, прикладывался к иконам аккуратно. Но действие благодати ощущалось не всегда. И для меня было нормой уходить из храма без чувства, что на душе стало светлее. Не знал, что могу влиять на это.
Всё изменилось, когда у Феофана Затворника я прочитал, что благоговение не должно быть «мучительным страхом, который чувствует раб к своему строгому господину». Эти чувства он называл «несовместимыми с любовию к Богу».
Само слово — благоговение по-гречески звучит как «эвлавиа» и означает осторожность. И я всегда вёл себя в храме осторожно, но больше из страха. Мол, Господь накажет, если буду вести себя иначе. Откуда взялись подобные предрассудки — не знаю. Но как только я избавился от этих мыслей, мои внешние действия начали благотворно влиять на внутреннее состояние.
Почувствовал, что святые на иконах, к которым я прикладываюсь, меня слушают. Каждый поклон и крестное знамение теперь имеют более глубокий смысл. Чувство умиления во время службы пробуждается быстрее, на душе становится теплее и светлее.
Конечно, это только частное мнение, которое может измениться. Я понимаю, что благодать — это не что-то механическое. Но и благоговение для меня — это не просто какой-то набор внешних действий. Это личный опыт общения с Богом, после которого я выхожу из храма умиротворённым, спокойным.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час