
Сегодня 24 мая. В этот день в 1830 году родился художник Алексей Саврасов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Алексея Кондратьевича Саврасова назвали певцом русского пейзажа. Его первые картины еще связаны с традициями академической школы: «Вид Москвы с Воробьевых гор», «Вид Кремля в ненастную погоду». Но уже в этих полотнах можно увидеть ростки будущих шедевров художника.
Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинджи и Поленовым Саврасов стал создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века. Но, пожалуй, именно Саврасов проявил себя как самый глубокий пейзажист, открывший поэтическую красоту в обыденном. На его полотнах нет романтических горных хребтов или таинственного сказочного леса, красивых усадеб или цветущих садов, а есть талый снег, раскисшие весенние дороги, лирика холодной осени или короткого зимнего дня, Лосиный остров в Сокольниках, сельский вид, Волга под Юрьевцем и, конечно, знаменитая картина «Грачи прилетели», которая стала одним из символов русского искусства второй половины XIX века.
Последние годы жизни живописца были трагичны. Алексей Кондратьевич скончался в 1897 году в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
После кончины Саврасова его ученик Исаак Левитан написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Все выпуски программы Актуальная тема
Скряги

Жили на свете муж с женой. Только и думали они с утра до вечера, как бы разбогатеть, но при этом поменьше работать.
Спорили они между собой, спорили и решили устроить постоялый двор. Даже неплохо дела у них пошли, а большой прибыли и богатства всё равно нет. Богатые гости добро привезут, переночуют, да с собой увозят. А с бедняка что возьмешь? Да и хлопот с гостями каждый день много.
И вот забрёл однажды на постоялый двор почтенный старец — борода белая, посох длинный, на посохе красной тушью иероглифы выведены: «Коли я войду в ворота, всех избавлю от заботы». Прочитали муж с женой надпись на посохе, и подумали: «Вот кто нас от забот избавит и поможет без труда разбогатеть».
Впустили они путника за ворота и стали расспрашивать: расскажи, как ты людей от забот избавляешь?
— Есть у меня одно лекарство, которое проникает в человеческий ум и сердце, — отвечает старец, — Только действует волшебное зелье на всех людей по-разному, и само решает, кому какую пользу принести, от каких избавить забот и невзгод...
Услыхали это муж с женой и стали просить старца, чтобы продал им волшебное зелье. Но тот даром вручил им пузырёк с лекарством, и пошёл своей дорогой, постукивая посохом.
Обрадовались муж с женой, выпили лекарства от забот и хлопот — а они совсем не убавились. Одному гостю обед принеси, второму постель застели...
И надумали они подлить волшебного зелья какому-нибудь богатому гостю в рис или в чай. Забудет он про все свои мешки и тюки, оставит их на постоялом дворе, а хозяева их подберут, спрячут, и без лишних забот наконец-то разбогатеют.
Надо же такому случиться, что в тот же вечер заехал на постоялый двор богатый купец. Ларцы жемчугом набиты, мешки — яшмой, ящики — кораллами да бирюзой. А украшений золотых и серебряных вообще не счесть! Разгорелись у жадных хозяев глаза. Пока муж смотрел, как купец в своей комнате сокровища возле очага складывает, жена на кухне подлила постояльцу в чай волшебного зелья. Гость за ужином выпил целый чайник чаю и довольный спать лег. А муж и жена от нетерпения всю ночь глаз не могли сомкнуть, перебирая в уме чужие сокровища.
Рано утром, как только купец уехал с постоялого двора, муж и жена кинулись в его комнату. Все углы обыскали — пусто: ничего не забыл взять с собой купец, хоть бы колечко обронил...
— Похоже, обманул нас старик с посохом, — сказала жена. — Я-то думала, его лекарство память отбивает...
— Ой, а ведь мы с тобой забыли с этого купца за ночлег деньги взять! — вдруг вспомнил муж.
Скряги до сих пор спорят: то ли зелье всё же было волшебное, то ли жадность у людей последний ум отнимает. А вы как думаете?
(по мотивам китайской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Частная коллекция, доступная всем

Фото: Anton Maksimov 5642.su / Unsplash
Я часто захожу на один из своих любимых порталов «Баба-Деда» — площадку для представителей старшего поколения и их взрослых детей. Недавно прочитала там о Татьяне Васильевне Антоновой, историей которой делюсь со всеми!
В небольшом старинном городе Олонец, что на юге Республики Карелия, немало достопримечательностей. Старинные храмы и монастырь, подвесные мосты через реки Олонка и Мегрега, театр и национальный музей карелов-ливвиков — одного из коренных народов этих мест. Память о Великой Отечественной войне увековечена в мемориале Неизвестному солдату и братской могиле советских воинов и партизан. А ещё в Олонце есть уникальный военный музей — частная коллекция, собранная местной пенсионеркой Татьяной Антоновой.
Всё началось много лет назад, когда фронтовик Иван Иванович, свёкр Татьяны, отдал ей на хранение свои боевые награды. Она обещала их беречь, а в результате собрала целую коллекцию раритетов!
В те годы наша героиня работала на стройке и часто ездила в командировки. Её трудовой стаж составил без малого сорок лет, и всё это время Татьяна привозила из карельских городов и селений военные реликвии и предметы быта. Найденные сокровища до поры до времени складывала в доме покойного свёкра, а когда коллекция стала внушительной, задумалась об экспозиции. Так и произошло: в 2019 году Татьяна Антонова открыла в здании бывшей районной гостиницы военно-патриотический музей!
На странице «Военный музей Антоновой» в социальной сети — множество фотографий экспонатов. В коллекции — письма и наградные документы, личные вещи и предметы быта военного времени. К примеру, котелок и керосинка из квартиры блокадников, фарфоровые слоники и игрушечный танк, найденный в окопе. А ещё в музее бережно хранят старинный образ Георгия Победоносца. «Перед началом войны эту икону нашли жители деревни Юргелицы Олонецкого района: она сама приплыла в наши края по окрестным ручьям», — рассказывает Татьяна Васильевна.
Пенсионерка уверена, что музей должен быть бесплатным для всех. К слову, аренду помещения и электроэнергию она оплачивает самостоятельно — для этого приходится подрабатывать.
Я думаю, что собрание реликвий времён Великой Отечественной войны — это и есть та «живая память», которая передаётся из поколения в поколение. Низкий поклон Татьяне Антоновой за её частную коллекцию, доступную всем!
Все выпуски программы Живут такие люди
Матапан. История одной монеты

Фото: Stefan Petrov / Pexels
Монета — это история, которую можно подержать в руке. Первые монеты для торговли появились ещё до Рождества Христова в древнем государстве Лидия. Менялись эпохи, уходили в прошлое целые империи, возникали новые государства, и у всех были свои монеты — разного размера, с различными изображениями и номиналом. Профессиональному историку стоит лишь взглянуть на обозначения и датировку той или иной монеты, чтобы понять, в какой стране она появилась и свидетельницей каких событий стала.
Одной из самых известных монет средневековья был Матапан или, как его еще называли, — гроссо. Он появился в конце XII века в Венецианской республике, когда её возглавлял Энрико Дандоло. В тот период набиравшая торговую мощь Венецианская республика конкурировала за право экономического первенства с Византийской империей. Новые монеты были предназначены не только для внутренней, но и для внешней торговли. Они на 98 процентов состояли из чистого серебра и весили чуть больше 2-х граммов. Внешне они напоминали знакомые европейским и восточным купцам византийские монеты. На одной из её сторон была изображена фигура сидящего на троне Христа, а на обратной — отчеканен покровитель Венеции — апостол Марк, вручающий знамя дожу — главе республики. По самому краю матапан обрамлял объемный узор, который выполнял не только декоративную функцию. Он был нужен в целях безопасности: если бы кто-то срезал с монеты немного серебра, это сразу стало бы заметно. Этимология слова «матапан» доподлинно неизвестна. Согласно одному из предположений, название было связано с изображением на монете, и в переводе с арабского обозначало — «сидящий Христос». По другой версии, свое название монета получила от мыса Матапан на острове Морея, который в результате Четвертого крестового похода некоторое время принадлежал Венеции.
Ряд исследователей предполагает, что монета была введена в обращение именно в период Четвёртого крестового похода в 1204 году, когда европейские рыцари разорили столицу Византийской империи — Константинополь. Активное участие в организации и деятельности похода принимали и венецианцы, которым ослабление Византийской империи было только на руку. После разграбления Константинополя большая часть сокровищ была перевезена в Венецию. Эти события укрепили экономическое и политическое положение Венецианской республики, а матапан получил широкое распространение в международной торговле.
Позднее монеты, подобные венецианской, начали выпускать и за пределами республики. Например, по образцу матапана был отчеканен первый сербский динар короля Стэфана Уроша II, который правил Сербией в конце XIII — начале XIV века. Этот сюжет даже запечатлел в своей поэме «Божественная комедия» итальянский поэт Данте Алигьери в строках: «И не украсят царственного сана норвежец, португалец или серб, завистник веницейского чекана». Исследователи считают, что под сербом, «завистником веницейского чекана», Данте имел в виду именно Стэфана Уроша II, выпустившего свою монету по венецианскому образцу.
Благодаря произведению Данте мы можем увидеть, как небольшая серебряная монета оказалась не только важной валютой в международной торговле, но и культурно-историческим наследием, показывающим тесную связь между государствами в те далёкие времена. А еще рассказать о том, что каждая деталь в истории имеет значение.
Все выпуски программы Открываем историю